Надымский завод по переработке шин получил лицензию на производственную деятельность. Новый для муниципалитета проект запустило автотранспортное предприятие. Теперь оно может принимать заявки на изготовление резиновой плитки. Приглашаются к сотрудничеству как организации, так и частные лица. Процесс изготовления резиновой плитки начинается на кордовыдерателе, так называется специальное оборудование. Из старой покрышки от грузового автомобиля необходимо извлечь бортовые кольца. С такой работой одному человеку справиться сложно, поэтому у станка – двое. Поднять, закрепить, вытащить железо – времени на это уходит не так много, чего не скажешь о затраченных силах. После этого резина отправляется на гильотину. Ножи нарезают покрышку на так называемые чипсы – небольшие кусочки.
Роман Щедрин, начальник службы инженерного обеспечения МУП «АТП»:
«Колесо рубится на части, от четырёх до восьми, в зависимости от размеров. Получаемый продукт в виде чипсов поступает на линию по переработке резины, где происходит процесс, собственно, измельчения этих чипсов во фракции».
Видов крошки – или фракций – три. Они отличаются друг от друга исключительно размером. Первая – самая крупная, вторая – помельче, третья больше напоминает резиновой песок. И у каждой - своё предназначение.
Сергей Мирончук, мастер участка по переработке отходов и производству продукции:
«Первая фракция на данный момент перемешивается со второй фракцией и получается верхний слой плитки. А третий слой – это наполнитель. Чтобы набрать высоту нужна крошка. Вот первый слой у нас идет третья фракция, второй и третий – верхний слой. Т.е. более гладкое покрытие и чуть-чуть грубое».
Линия выдерживает нагрузку в 400 килограммов чипсов за час. За это время они проходят через шредер, дробилку, сито и магнит. Весь процесс строго контролирует подготовленный персонал.
Федор Молдован, рабочий цеха по переработке отходов и производству продукции:
«Измеряем температуру крошки, чтобы не было перегрева. До 120 градусов. В течение час один раз».
Процесс переработки шин абсолютно безотходный. В итоге получается, собственно, сама крошка. Вот такой текстиль, его можно использовать для набивки спортинвентаря. Ну и металл. Его можно сдать и получить дополнительную прибыль.
После дробления крошка отправляется в соседний цех по изготовлению плитки. Она бывает разных видов, размеров и цветов. Здесь все зависит от пожеланий заказчика. Почти готовый продукт дальше отправляют в сушилку. Там он застывает при температуре 70 градусов и уже может использоваться по назначению. Как правило, в основном такой резиной покрывают игровые и спортивные площадки. Сейчас процесс изготовления проходит в тестовом режиме. Это значит, что на крупный промышленный уровень предприятие пока не выходит. Однако небольшие заказы уже закрывает, причем довольно быстро и успешно. С ними справляются четыре работника.
Роман Щедрин, начальник службы инженерного обеспечения МУП «АТП»:
«В дальнейшем мы планируем расширение рабочих мест в связи с увеличением заказов. Это уже, наверное, 2022 год будет. Будет не менее девять человек здесь работать».
Расширение производства – это не только дополнительные рабочие места для надымчан, но и экологическая помощь муниципалитету. Предполагается, что на обочинах и около гаражей станет меньше брошенных покрышек. Четвертый класс опасности таких отходов требует специальную утилизацию. Цех как раз и предлагает для этого свои услуги. Принимает старую резину как у организаций, так и у жителей. Пункт приёма находится здесь же, рядом с заводом, в районе аэропорта.