ОАО РЖД пытается убедить правительство в необходимости строительства пассажирской высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Петербург. Как выяснил “Ъ”, по расчетам монополии, в случае отказа от проекта она потеряет 40 млн тонн грузов в год на этом направлении и не сможет вывезти перспективные грузопотоки в порты Северо-Запада, недополучив 27 млрд руб. в год. Для вывоза грузов, настаивает ОАО РЖД, все равно понадобится развитие железнодорожной инфраструктуры, что обойдется почти в те же деньги, что и ВСМ (1,6 трлн вместо 1,7 трлн руб.). Однако методика расчета этой суммы вызывает сомнения у экспертов.
“Ъ” стали известны аргументы ОАО РЖД в пользу строительства ВСМ Москва—Петербург в комплексе с развитием железнодорожных подходов к портам Северо-Запада. Как следует из документов к состоявшемуся на прошлой неделе совещанию у первого вице-премьера Андрея Белоусова, которые видел “Ъ”, ОАО РЖД ожидает ухудшения основных показателей работы железнодорожного транспорта в случае отказа от ВСМ.
Так, потери провозной способности на подходах в северо-западные порты и недовоз туда грузов могут составить до 40 млн тонн в год, потери в перевозках в Центральном транспортном узле — 15 млн пассажиров в год, в Санкт-Петербургском — до 12 млн пассажиров и до 31 млн тонн грузов в год. Кроме того, может быть не достигнута задача по росту контейнерных перевозок в четыре раза (в 2024 году к уровню 2017 года).
Монополия настаивает, что «без ВСМ проект развития железнодорожной инфраструктуры Северо-Западного региона становится неэффективным».
Неочевидная связь между грузопотоками и пассажирской ВСМ объясняется так: строительство магистрали позволит переключить на нее пассажиропотоки с существующего скоростного направления (с «Сапсанов») и высвободить провозные способности, чтобы обеспечить прирост перевозок в адрес портов Северо-Запада на 67,5 млн тонн к уровню 2020 года, до 220 млн тонн, из них 40 млн тонн — по направлению Петербург—Бологое—Москва.