← Негабаритные и опасные грузы

Путин прокомментировал мусорные конфликты в регионах

В ходе своей большой пресс-конференции президент Владимир Путин оценил ход мусорной реформы. В целом он дал процессу положительную оценку, заявив, что реформа, «несмотря на все сложности, двигается». Однако, как всегда, бывает, есть нюансы.

«Одним из первых шагов было обеспечение раздельной концентрации мусора, и где-то мы уже с опережением плана идем -— 40% (достигла сортировка отходов в РФ, — прим.ред.) примерно сейчас. Это выше запланированных показателей. То же самое касается объектов, где перерабатываются эти отходы. Это же касается и новых полигонов, по-современному обустроенных <…> По всем этим направлениям идет работа. Она движется темпом выше запланированного, и это неплохой показатель», — сказал Путин.

Когда говорят о сложностях мусорной реформы, в последнее время СМИ часто обращают внимание на ситуацию, разворачивающуюся недалеко от федерального центра, в Тамбовской области.

Гендиректор крупного местного игрока на этом рынке ООО «КомЭк» Игорь Блюм рассказал «Московской газете», что «в сфере обращения с отходами в Тамбовской области есть несколько серьёзных проблем, которые тормозят или делают невозможным развитие этой сферы, и как системы, обеспечивающей экологическую безопасность, и как здоровой конкурентной среды. Так, по его словам, нуждается в корректировке областная территориальная схема в области обращения с отходами, которая на данный момент не является рабочей и эффективной. Региону необходима современная система обращения с опасными отходами, в том числе медицинскими. С начала мусорной реформы в Тамбовской области практически ничего не сделано для перехода к начальному этапу раздельного сбора отходов, когда мусор собирается в два контейнера: один – для переработки, второй – для того, что не перерабатывается и подлежит захоронению на полигоне.

Тамбовщину сейчас можно назвать регионом-лидером по числу мусорных конфликтов. Подобные протесты начались и в соседней Липецкой области. Такие коллизии обычно возникают тогда, когда работающие на этом рынке коммерсанты пытаются реализовать свои проекты вопреки воле местных жителей. Сюжет обычно такой: власти говорят, что куда-то мусор нужно вывозить, вот мы нашли площадку возле такой-то деревни, там решено под эти цели строить полигон. Посоветовался ли перед оглашением такой информации кто-то с местными жителями? Часто — нет. После такого решения население просто фактически задним числом уведомляют о том, в соседстве с чем им отныне придется жить. Люди, конечно, недовольны.

К примеру, жители известного «мусорными» протестами поселка Стебаево под Липецком, по данным местных СМИ, в основном возмущены даже не столько самим намерением построить у них полигон, сколько пренебрежительным отношением со стороны чиновников, которые, похоже, не считают необходимым подробно информировать население.

«Основной претензией жителей Стебаево оказалось отсутствие информации о строительстве – проект им представлен не был, и вообще он окутан туманом: общественные обсуждения 26 ноября были собраны и вовсе на тему проекта дороги, которую планируют проложить ровно к месту потенциального экотехнопарка», — отмечают наблюдатели.

Вот как выражалась при обсуждении темы в облсовете начальник управления экологии и природных ресурсов Липецкой области Галина Рощупкина: «Мы сейчас решаем вопрос «где», а потом будем отвечать на вопрос «как».

То есть люди сначала должны на строительство согласиться, а потом уже обсуждать, на что конкретно они подписались? Любопытно, что, несмотря на вопросы депутатов, им тоже, по данным СМИ, проект полностью чиновники не представили.

Как писало сетевое издание «Пульс дня» со ссылкой на группу в соцсети «ВК» «Мусорный полигон Бастион», жители поселка Дмитриевка Никифоровского района на Тамбовщине, которые также выступают против размещения полигона твердых коммунальных отходов вблизи своих жилых домов, вспоминают прежнего главу администрации региона недобрым словом: «Много чего обещал жителям Дмитриевки бывший губернатор Никитин — и расторгнуть, и рекультивировать, и в качестве компенсации экологического и морального вреда построить в райцентре новый социокультурный комплекс. Нет ни расторжения, ни рекультивации, ни комплекса».

Вот как такие подобные ситуации прокомментировал Владимир Путин: «Конечно, всегда есть вопрос, как объяснить людям, что экономическая и экологическая целесообразность заключается в строительстве тех или иных предприятий по переработке. Но надо показывать, как они работают. Ведь современные мусороперерабатывающие заводы (могут) работать и на экологию, на жизнь людей не оказывать практически никакого негативного влияния. Надо просто это показать. Нельзя делать в явочном порядке. Надо людям разъяснить, что существуют и другие позитивные сопровождающие: рабочие места, уровень заработной платы. Надо идти по этому пути и тогда, уверен, что консенсус будет найден».

О происшедшем полгода назад нападении на экоактивиста Романа Герасимова, противника строительства другого тамбовского полигона, в Сосновском районе, Кремль знает, пресс-секретарь президента тогда ситуацию комментировал. Так что, возможно, Путин имел в виду в том числе и тамбовские конфликты.

Глава ООО «КомЭк» Игорь Блюм говорит о проблеме так: «В основе любого «мусорного» конфликта лежит недоверие, которое порождают практика замалчивания или искажения информации, а также отсутствие диалога с людьми. У нас у всех есть право на благоприятную окружающую среду, и, если жители выходят на митинги против полигонов, значит у них есть серьёзные опасения, что это право будет нарушено, и мы обязаны считаться с этим. Кроме того, наша сфера активно развивается, появляются новые безопасные технологии, необходимость в огромных полигонах отпадает. Вот это и надо объяснять людям. Только так мы сможем со временем заслужить доверие и избежать новых «мусорных» конфликтов».