Калининградские мебельщики в меняющейся экономической ситуации сталкиваются с двумя основными вызовами — ресурсным и транспортным. Как рассказал на круглом столе в медиагруппе «Западная пресса» президент отраслевой Ассоциации Евгений Перунов, пока сохраняется дефицит машин, которые не успевают вовремя вставать на погрузку, потому что долго простаивают на границе. Кроме того, автомобильная доставка грузов за последнее время сильно подорожала — с 50 до 200 тысяч рублей за машину в Калининградскую область, с 75 до 150 тысяч рублей за машину в Россию.
«Машин ходит очень мало. Проблема в том, что мы возим только в 120-кубовых фурах, они очень старые, и никто из транспортных компаний не желает этот парк обновлять. Возить в контейнерах по железной дороге далеко не всегда возможно — нужны вагоны с загрузкой сверху, которые должны быть герметичными. На паром сегодня мы загрузиться не можем, даже если хотим, потому что паромы все заняты», — сказал Перунов.
Он не исключил, что сложившаяся ситуация позволит начать переход на паромные перевозки.
«Правительство [региона] даже сказало, что готово купить паром, отдать его в коммерческое использование через субсидии. Весь вопрос только в том, загрузим ли мы его. Однозначного ответа у бизнеса пока нет.
Мы будем сейчас собирать данные по возможности — на тот случай, если будет закрыт въезд через Литву. Пока транзит идет, и будем надеяться, что Литва не перекроет его в ближайшее время», — продолжает президент Ассоциации калининградских мебельщиков.
Так же, как и в других отраслях, практически все поставщики мебельных комплектующих перешли на 100%-ную предоплату.
«Мы шли на новый инвестпроект большой и сейчас не знаем, что делать: у нас сделаны авансы по оборудованию, но будет ли отгрузка этого оборудования? Решили пока все-таки продолжать инвестплан и смотреть, как будет ситуация в марте.
Беседовал с иностранными партнерами — кто-то относится лояльно, вне политики, но говорит о том, что в любой момент все может измениться. По ряду компаний есть отказ отгрузки поролона из Литвы и тканей из Италии. Есть вопрос, что может быть ресурсное голодание, потому что мы не можем полностью сделать замещение.
Непростая картина. У нас одна компания полностью на экспорте. Австралия отказалась от покупки товара, попросила вернуть авансовые платежи, Новая Зеландия отказалась, Болгария тоже сообщила, что заказывать не будет, Литва в полном молчании».
По мнению Евгения Перунова, в такой ситуации поможет господдержка мебельного бизнеса.
«На совещании в правительстве мы увидели позитив. Было решено даже решать некоторые вопросы в онлайн режиме. Антон Алиханов озвучил, что есть определенные суммы, которые выделили федералы на поддержку бизнеса. Сейчас собирают данные по всем, у кого есть какие проблемы — или оборотных средств нет, или кто-то в кредитах, у кого-то поставщики отказываются и надо на выплату зарплаты поддержать.
Надеемся, что эти деньги помогут нам, как в ковидный период, когда промышленные предприятия существенно поддержали и никто из мебельных предприятий не упал, не ушел, коллективы сохранили и выполняли обязательства.
Главное — правительство готово существенно вникать в эти проблемы и решать их быстро. Некоторые нормативные документы нужно пересматривать оперативно», — сказал бизнесмен.