«Чебоксарский завод силовых агрегатов» («ЧЗСА»), совместно с российскими инжиниринговыми компаниями «Актив Техно» из Калуги и московской «Априорные решения машин» («АРМ»), резидентом Центра инноваций «Сколково», разработали и успешно провели первые ходовые испытания нового полностью электрического коммунального трактора «Универсал-Э».
Новая электро-аккумуляторная коммунальная машина построена на базе серийной модели трактора «КМ Универсал» от ЧЗСА, заменившей прославленный трактор Т-16 («Шассик») из СССР. На разработку электрического трактора с аккумуляторными батареями и системой электропривода, а также на подготовку его документации и на сборку его первого образца, которые реализовали "Актив Техно" и АРМ, понадобилось менее 10 месяцев.
«Проект создания электрического трактора – это не только дань моде и общемировым тенденциям. В первую очередь это проект по созданию нишевого продукта, который полностью удовлетворяет точечным потребностям определённых клиентов – трактор без выхлопа для тепличных хозяйств и практически бесшумная машина для коммунальных работ в городах. Мы также приступаем к разработке уникальной для российского рынка мобильной зарядной станции для электротранспорта, и текущий проект позволяет рынку наши инжиниринговые компетенции и возможности по созданию новых продуктов, ни в чём не уступающих лучшим мировым образцам», – отметил акционер ЧЗСА Григорий Болотин.
В новом электрическом коммунальном тракторе «Универсал-Э» вместо комплекта системы ДВС интегрированы три электропривода, которые приводят в движение машину и питают гидравлическую систему для работы навесного оборудования.
Практически бесшумная и легкая в управлении машина без выхлопных выбросов в окружающую среду, обладает максимальной маневренностью в ограниченном пространстве и способна перевозить свыше 1 тонны груза в самосвальном кузове, имеет запас хода до 5 часов, а максимальная скорость первого образца скорость достигает до 30 км/ч. Благодаря интеллектуальной системе управления электроприводами трактор способен направлять до 90% общей мощности на работу навесного оборудования, что до 25% превосходит одноклассников с ДВС, где этот показатель зачастую не превышает 65%. Поэтому "Универсал-Э", имеющий 0,6 тяговый класс - номинальное тяговое усилие от 5,4 до 8,1 кН, мощность 20-35 л.с. и вес не более 2 тонны, способен использовать навесное оборудование для техники более высокого тягового класса. Кроме этого, среди других преимуществ трактора «Универсал-Э» разработчики отмечают экономию до 1 млн. рублей за 5 лет эксплуатации, которая возникает за счёт разницы в стоимости электроэнергии и дизельного топлива, а также более низкие затраты на ТО благодаря отсутствию ДВС, так как исключается необходимость замены масла, фильтров и других компонентов. Кроме того говориться, что электрический трактор будет иметь стоимость аналогично серийной машине с ДВС производства ЧЗСА. Также, по словам, акционера ЧЗСА Григория Болотина, предприятие планирует выпускать полностью собственный продукт, основанный на локализации производства компонентов, в том числе электродвигателей, чтобы не зависеть от иностранных поставщиков, ускорить темпы производства и поставок продукции, а также предлагать более низкую стоимость. Более того, эти компоненты могут быть унифицированы для применения в серийном производстве электрических вилочных погрузчиков, которые уже выпускаются на ЧЗСА, а также в другой технике для складов. Стоит отметить, на данный момент ЧЗСА является единственным российским производителем полной линейки вилочных погрузчиков полной линейки вилочных погрузчиков, способных питаться электричеством, газом и дизельным топливом. совсем недавно ЧЗСА запустил в серийное производство под маркой «Волжский погрузчик» новый битопливный вилочный погрузчик, способный работать на бензине или метане.