Минобрнауки России сообщило о применении учеными Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) в дорожном строительстве и ремонте мостов самообучающихся киберфизических систем. Под последними понимаются информационно-технологические концепции с интеграцией вычислительных ресурсов в любые физические сущности, включая механизмы, оборудование и даже биологические объекты. На исследуемый объект устанавливают систему датчиков, собирающую, а после анализирующую и систематизирующую все имеющиеся данные. При этом датчики соединены в единую систему с оборудованием и информационными ресурсами. Яркие примеры киберфизических систем – беспилотные летательные аппараты и автономные роботы.
По словам исследователей, применение киберфизических систем при проектировании какого-либо механизма минимизирует рутинные вычисления, которые берет на себя искусственный интеллект. Совмещая датчики с киберфизической системой, ученые позволяют ей самообучаться и самонастраиваться. На сегодня в Томске уже разработали математический аппарат для замены таких зарубежных аналогов, как SPLINE, CATIA и WAVELET, применяемых для ремонта автодорог. Алгоритм сибирских ученых готов мониторить состояние мостов и других дорожных сооружений. Измерять нагрузки на сооружения помогают различные сенсоры – датчики давления, ультразвуковые сигналы и лазерные лучи. Между тем для правильной оценки состояния мостов и последующего формирования рекомендаций ИИ еще нужно научить определять все элементы конструкции – опоры, балки, пролеты.