Российские банки смогут фактически применять отрицательные ставки по валютным депозитам для клиентов — юридических лиц по особым правилам, следует из законопроекта, подготовленного Минэкономразвития. Поправки разработаны для «снижения концентрации средств в валюте» в кредитных организациях, их поддержали в Минфине и Банке России, следует из пакета документов к проекту.
Представитель ЦБ отметил, что поправки разрабатывались «при активном участии» регулятора, вступить в силу (в случае принятия) они должны через десять дней после официального опубликования. «Изменения в законодательство направлены на постепенную девалютизацию российской экономики, — сказал он. — При этом положения закона будут распространяться также на правоотношения, возникшие из договоров депозита юридического лица в иностранной валюте, заключенных до вступления закона в силу».
Представитель аппарата правительства переадресовал запрос в Минэкономразвития. РБК направил запрос в МЭР и Минфин.
Законопроект предполагает внесение изменений в статью 29 закона «О банках и банковской деятельности»: она будет дополнена новой нормой, разрешающей кредитным организациям взимать с корпоративных клиентов комиссии по депозитам, открытым в любой иностранной валюте. Размер вознаграждения может превышать величину процентов, начисленных по вкладу. Банкам также разрешат распространить подобные комиссии на уже заключенные договоры.
Такая конструкция нужна, чтобы банки могли фактически применять отрицательные ставки по депозитам, которые не допускаются Гражданским кодексом, замечает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт.
«Логика проста: вклад или депозит определяется законом как сумма средств, переданная вкладчиком (неважно, физическим или юридическим лицом) банку в целях получения дохода. Так что если вкладчик не получает дохода, то формально такой продукт не может признаваться вкладом или депозитом. Соответственно, для того чтобы банки смогли применять отрицательные ставки в чистом виде, необходимы слишком глубокие и радикальные изменения в законах, связанные с изменением сути одного из двух ключевых для всего банковского сектора продуктов», — поясняет юрист.
Глава «Сбера» Герман Греф ранее говорил, что банк «вводил и будет вводить» отрицательные ставки для юридических лиц, имея в виду комиссии по счетам и депозитам. Он пояснял, что для игроков, попавших под блокирующие санкции США, «просто нет другой возможности». «У нас нет возможности оперировать в валюте, мы не можем наращивать валютные активы, соответственно, нам нужно выталкивать пассивы [привлеченные от клиентов средства]», — указывал глава Сбербанка. Аналогичные американские санкции сейчас действуют в отношении ВТБ, Альфа-банка, «Открытия», Промсвязьбанка, Совкомбанка, банка «Россия» и Новикомбанка.