Бывшей судье арбитражного суда Башкирии Эльзе Шарафуллиной удалось взыскать с ООО «Башнефть-розница» около 760 тыс. руб. за продажу некачественного дизтоплива. В результате двух заправок в декабре 2020 года ее автомобиль BMW X6 перестал заводиться из-за поломки топливной системы. Экспертиза показала наличие в топливе примесей, а на внутренних деталях автомобиля — задиры, потертости и металлическую стружку. В январе Кировский райсуд отказал госпоже Шарафуллиной в удовлетворении иска, но апелляция отменила это решение, встав на сторону потребителя.
Верховный суд Башкирии взыскал с ООО «Башнефть-розница» в пользу бывшей судьи арбитражного суда республики Эльзы Шарафуллиной стоимость ремонта ее автомобиля BMW X6 в размере 477,6 тыс. руб., 30 тыс. компенсации за проведение независимой экспертизы и 253,6 тыс. руб. штрафа.
В июле 2021 года Эльза Шарафуллина обратилась в Кировский районный суд Уфы с исковым заявлением к ООО «Башнефть-розница» и компании-производителю автомобиля АО «Автотор» о взыскании убытков в результате продажи некачественного дизельного топлива. Она указывала, что дизтопливо, приобретенное на заправках «Башнефть-розницы» в начале и в конце декабря 2020 года, привело к поломке топливной системы автомобиля. В топливный бак было залито по 73 л общей стоимостью около 7 тыс. руб. В начале января 2021 года автомобиль перестал заводиться.
В сервисном центре «Транстехсервис» госпоже Шарафуллиной выдали акт технического состояния, согласно которому предварительной причиной поломки стало частичное разрушение трущихся элементов топливного насоса высокого давления в результате использования топлива с недостаточными смазывающими свойствами. На внутренних рабочих элементах системы были обнаружены задиры, потертости и металлическая стружка. Образцы дизтоплива из бензобака автомобиля были переданы в испытательную лабораторию «Института нефтехимпереработки», которая сделала вывод о присутствии в топливе примесей, что могло стать причиной поломки.
После ремонта автомобиля в июле 2021 года Эльза Шарафуллина направила досудебные претензии «Башнефть-рознице» с требованием возместить его стоимость и расходы на экспертизу. Компания на обращение не ответила.
Сначала истица просила взыскать с «Башнефть-розницы» и с «Автотора» по 507,6 тыс. руб. с каждого, но впоследствии отказалась от иска к последнему.
Представители нефтяной компании в суде заявляли, что факт покупки топлива в АЗС «Башнефти» не доказан, так как нефискальный чек, приложенный к исковому заявлению, не может подтверждать факт оплаты товара или услуги. «Печать нефискального чека производится на аппаратах, не прошедших соответствующую регистрацию в налоговом органе»,— сообщали ответчики. Также они не признали причинно-следственную связь между заправкой дизтопливом и поломкой автомобиля. «В материалах дела отсутствуют доказательства, что автомобиль истца стал неисправен именно в момент заправки. Причина поломки автомобиля истца возможна в результате длительной эксплуатации транспортного средства»,— заявили юристы. Также ответчики доказывали, что истец ездил с критическим остатком топлива в бензобаке (менее 15% от максимального).
После поставки на АЗС топлива с бензовозов были взяты пробы нефтепродуктов. В декабре 2020 года на АЗС было продано 133 тонны дизтоплива. Массовых жалоб на его качество зафиксировано не было, указывали представители «Башнефти».
Суд первой инстанции в январе текущего года отказал Эльзе Шарафуллиной в иске.
Апелляция отменила это решение, сочтя, что «Башнефть-розница» не представила доказательств надлежащего качества топлива. В частности, «ответчик не принял меры к сохранению топлива единой с заправкой истца партии, а к моменту рассмотрения дела все партии были уничтожены, что привело к невозможности проведения судебной экспертизы». То, что с момента последней заправки до поломки прошло 26 дней, не говорит о недоказанности вины ответчика, поскольку двигатель может работать с некачественными примесями некоторое время, пришел к выводу Верховный суд.
Вчера оперативный комментарий в «Башнефти» получить не удалось.
Уполномоченный по правам потребителей в Башкирии, руководитель региональной общественной организации по защите прав потребителей «Форт-Юст» Валерий Самохин отмечает, что подобные дела очень сложны для истцов с точки зрения доказательной базы. «У нас было всего три подобных обращения и ни одного положительного решения суда в пользу потребителей. Ситуация несколько упрощается, если вы все время заправляетесь на одной заправке либо у одного продавца. По жалобе потребителя необходимо сделать контрольную закупку на этой же самой заправке, отвезти топливо на независимую экспертизу. Если она покажет, что топливо имеет отклонения от нормативов, шанс на решение суда в пользу потребителя повышается. Либо экспертизу может назначить суд. Однако, учитывая административный ресурс ответчиков и очень небольшое количество таких независимых лабораторий, возникает проблема с доказательной базой»,— прокомментировал Валерий Самохин.
ООО «Башнефть-розница» (принадлежит АНК «Башнефть») — крупнейший розничный продавец нефтепродуктов в Башкирии. Розничная сеть компании в республике включает 271 заправочную станцию. Всего в 15 регионах России насчитывается 543 АЗС. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году чистая прибыль «Башнефть-розницы» составила 4 млрд руб. при выручке 112 млрд руб.