Танкеры СПГ российского «Совкомфлота», от которых отказалась Германия, направляются на Балтику. Министр энергетики России докладывал, что для обеспечения газоснабжения Калининграда купят два газовоза.
Танкер СПГ «Псков» идет по Северному морю и направляется в сторону Балтийского. Судно находится у северных берегов Дании. Танкер не указывает точку прибытия по АИС, ограничиваясь пока транзитным пунктом «Северное море». Об этом говорят данные Vesselfinder.
Следом за «Псковом» следует газовоз «Великий Новгород». Он прошел пролив Гибралтар и вышел в Атлантический океан.
В начале мая оба танкера доставили СПГ в Индию по контракту «Газпрома» и Gail. «Великий Новгород» шел из Балтики, где заходил на новый комплекс СПГ «Газпрома» — «Портовая». После этого суда простаивали у восточных берегов ОАЭ в Оманском заливе Индийского океана и только через два с половиной месяца взяли курс на север Европы.
«Псков» и «Великий Новогород» находились во фрахте у Gazprom marketing and trading Singapore, который через Gazprom Germania национализировало в апреле немецкое правительство. А так как «Совкомфлот» оказался под санкциями ЕС, то трейдер отказался от услуг газовозов.
Возможно, у судовладельца танкеры выкупила структура «Газпрома» для обеспечения автономных поставок газа в Калининград. Проверить смену собственника невозможно, так как российские специализированные порталы прекратили публиковать эту информацию. Но косвенно цель и переход собственности подтвердил глава Минэнерго России.
«Ещё особая тема на контроле — это газоснабжение и электроснабжение Крыма и Калининграда. По Калининграду: мы готовы работать в изолированном режиме, вопросы по топливообеспечению также решены с использованием и подземного хранилища, и ПРГУ „Маршал Василевский“, и покупок ещё двух газовозов», — докладывал в июле Владимиру Путину министр энергетики Николай Шульгинов.
«Думаю, что прямо сейчас это не очень актуально, так как трубопроводные поставки идут в нормальном режиме. Но в случае проблем с литовским транзитом Калининград придется снабжать за счет СПГ-терминала», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.
В продаже газовозов заинтересован, судя по всему, и «Совкомфлот», который ранее распродавал танкерный флот, чтобы рассчитаться по иностранных кредитам. Как сообщало Lloyd’s List, судовладелец пытался продать до трети танкеров — не менее 40. По данным TrendWinds, продали не менее 16 танкеров и выручили за 14 из них $ 1,3 млрд.
Lloyd’s List уточняло, что среди проданных судов — четыре танкера СПГ. Их приобрела Eastern Pacific Shipping, которая принадлежит израильскому миллиардеру Идану Оферу. За танкеры заплатили чуть более $ 700 млн, добавляло издание.
Спутники НАСА тем временем не фиксируют больше факелов на комплексе СПГ «Портовая». Они появились в июне и финская Yle полагала, что это сжигают газ на компрессорной станции «Северного потока», «Портовая», которая находится рядом с комплексом СПГ. В издании считали, что это происходит из-за снижения мощности газопровода и сокращения поставок российского газа в Европу. Из-за ситуации с турбинами они упала по балтийскому газопроводу более чем в пять раз — со 167 млн кубометров до 33 млн кубометров.
Среднетоннажный комплекс СПГ «Портовая» мощностью 1,5 млн тонн СПГ (2 млрд кубометров) строили как источник для автономного газоснабжения Калининграда и стран Северо-Западной Европы. Запуск терминала переносили и в этом году на него заходил только один танкер — «Великий Новгород». Замдиректора ФНЭБ замечал, что факелы на комплексе СПГ могут быть связаны с пусконаладочными работами.
Транзитный контракт с литовской Ambegrid действует до 2026 года и, возможно, если не будет ЧП, газовозы «Псков» и «Великий Новгород» временно будут развозить топливо с нового терминала «Газпрома» в Балтийском море иностранным клиентам компании. Теоретически, ими могут быть и европейские клиенты «Газпрома», которые пострадали из сокращения мощности «Северного потока».
Однако, считает замдиректора ФНЭБ, «Газпром» вряд ли будет компенсировать поставки.
«Проблемы с „Северным потоком“ сгенерированы западными санкциями. С какой стати Россия должна это компенсировать из своего кармана», — замечает Алексей Гривач.