Уже в конце этого года транспортно-логистические компании Литвы смогут принять на работу первых профессиональных водителей-дальнобойщиков, получивших международную квалификацию и прошедших подготовку в центре обучения водителей в Узбекистане. Об этом сообщает ассоциация перевозчиков Linava.
Отмечается, что центр был создан в Ташкенте при содействии Linava, сейчас завершается его обустройство. В настоящее время там началась подготовка первых групп будущих водителей грузовиков. В дальнейшем планируется обучать 1500 и более водителей на одном курсе, говорится в заявлении.
"Чтобы в конце года трудоустроить их в литовских компаниях, необходимо как можно быстрее решить вопрос с выдачей виз, пока обученные водители не трудоустроились в иностранных компаниях. Для этого требуется помощь правительства и Министерства иностранных дел — ускорить выдачу виз гражданам этой страны, желающим работать в литовских транспортных компаниях", — подчеркнули в Linava.
Предполагается, отметили в ассоциации, что в настоящее время компании Литвы смогут нанять 30 тысяч водителей грузовиков, однако лимит годовой квоты, который применяется только в балтийской республике, почти исчерпан.
По словам генерального секретаря Linava Зенонаса Буйвидаса, ожидается, что некоторые из будущих водителей грузовиков, обучающихся в настоящее время в Узбекистане, смогут трудоустроиться в литовских транспортных компаниях еще в конце этого года, если они того пожелают.
"Это было бы намного проще сделать, если бы в ближайшее время в Литве была решена визовая проблема, которая сейчас является самой большой при трудоустройстве в качестве водителей граждан из стран, не входящих в ЕС. Выдача виз гражданам Узбекистана занимает слишком много времени. Это связано с тем, что в настоящее время в Ташкенте через действующий здесь визовый центр зарегистрировать подачу документов можно только на февраль 2023 года. Нужны более быстрые сроки работы визового центра, и это надо решать по дипломатическим каналам Литвы и Узбекистана. Такие сроки очень невыгодны для бизнеса, потому что сейчас не хватает сотрудников", — заявил Буйвидас.
В противном случае, по его словам, все подготовленные водители уедут работать в другие страны, где можно быстрее оформить документы, например в Польшу, Латвию или Германию. В ассоциации отметили, что это стало бы разочарованием, ведь созданию центра в Узбекистане активно способствует Linava в надежде, что бизнес сможет быстро трудоустроить профессиональных водителей-дальнобойщиков, прошедших там обучение, в литовских компаниях.
По словам секретаря по инновационной и транспортной политике Linava Андрюса Бурбы, многолетнее сотрудничество с коллегами из стран Центральной Азии уже дает свои результаты.
Он сообщил, что по приглашению генерального секретаря Linava в Литву с делегацией прибыл министр транспорта Узбекистана Ильхам Рустамович Махкамов, который подтвердил, что первые группы уже начали формироваться в центре подготовки водителей грузовиков.
"Еще в декабре 2021 года в ходе визита представителей Linava в Ташкент министру этой страны был представлен транспортный потенциал Литвы, обсуждены возможные совместные проекты. Я рад, что за такое короткое время было сделано так много и в этом году перевозчики нашей страны смогут принять на работу водителей-дальнобойщиков, прошедших обучение в этой стране", — сказал Бурба.
В ходе встречи с министром Узбекистана обсуждались и другие вопросы трудоустройства водителей-дальнобойщиков, совместные проекты в этой стране Центральной Азии, транспортные реформы и возможное активное участие Литвы.
Кроме того, во время своего визита в балтийскую республику глава ведомства Узбекистана запросил дополнительные разрешения на этот год. Особенно необходимы транзитные разрешения, без которых страна не сможет обеспечить экспорт скоропортящихся продуктов в ЕС. По его словам, узбеки договорились с латышами и поляками о предоставлении дополнительных разрешений и надеются, что Литва сделает то же самое.
На фоне конфликта с Белоруссией, антироссийских санкций Запада, а также закрытия восточных рынков транспортный сектор балтийской республики серьезно пострадал. Литовские перевозчики неоднократно жаловались на проблемы. Некоторые транспортные предприятия погрязли в долгах и планировали увольнять работников. Компании уже не раз заявляли, что из-за высоких цен на топливо и обслуживание автомобилей стоимость услуг и перевозимых товаров будет расти.