← Логистика, грузы

Производство веганской продукции оказалось под угрозой из-за сложностей с логистикой

В 2–10 раз увеличилась себестоимость сырья для вегетарианских товаров за март – август по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это связано в том числе с дополнительными расходами на подбор поставщиков, лабораторные испытания и оформление документов, а также удлинением маршрутов доставки. За полгода расходы на перевозку выросли на 10–120% в зависимости от направления. Об этом сообщила компания «ПЭК», изучив данные рынка и опросив его ведущих участников: Союз производителей продукции на растительной основе, компании «Волко Молко», «Гринвайз» и «Не мясо», а также логистическую компанию Dentro.

Больше всего увеличилась стоимость сырья для изготовления молочной продукции, йогуртов и десертов на растительной основе: в 1,5–8 раз за полгода, сообщили в компаниях Sooperfoods и «Волко Молко». В 2 раза выросли расходы производителя продуктов на основе альтернативного белка – «Не мясо».

Логистические компании ПЭК и Dentro сообщают, что за полгода стоимость доставки выросла на 10–120%, сроки – на 50–70% в зависимости от направления. Например, год назад цена на перевозку 40-футового контейнера (FEU) из портов Владивостока в Москву составляла 153 тыс. руб., по состоянию на август 2022 года – 235 тыс. руб.

Это одна из причин, по которой цены на сырье увеличились, уточнили игроки рынка.

«В новых реалиях важно расширить круг поставщиков до трех-четырех по каждому продукту, иначе производство может остановиться из-за нехватки сырья. Масштабы колоссальные, поэтому одна из основных задач логистических операторов – помочь перестроиться. А именно выбрать и проверить поставщиков, подобрать товар по номенклатуре и техзаданию, разработать график отгрузок, подготовить таможенные документы и фитосанитарные сертификаты. Фокус на развитии такого сервиса в Азии и на Ближнем Востоке, так как большинство российских компаний переключаются на закупку именно в этих странах», – рассказала Оксана Феоктистова, директор бизнес-юнита ПЭК: GLOBAL.

В новых реалиях альтернативными поставщиками сырья для растительной продукции стали Турция, Китай, Индия, страны ЕАЭС, рассказал Артем Пономарев, директор Союза производителей продукции на растительной основе, сооснователь «Гринвайз». Например, в Китае как правило закупается белок, в Индии вкусоароматические добавки, добавила Марина Ройлян, директор бренда «Не мясо».

Однако качественную альтернативу компании находят не всегда.