← Негабаритные и опасные грузы

На OMR 2022 в Петербурге представили отечественный арктический танкер-газовоз

Одной из премьер открывшейся 13 сентября в Санкт-Петербурге Международной конференции и выставки по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения шельфа OMR 2022 стал макет танкера-газовоза проекта 10070.

Первые технические характеристики отечественного проекта судна для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) через восточный сектор Северного морского пути (СМП) были озвучены в июне этого года в Архангельске.

По замыслу разработчиков, танкер-газовоз проекта 10070 будет использоваться для круглогодичной транспортировки СПГ в западном и восточном направлениях СМП с перевалками в Мурманской области и на Камчатке. За счет высокого ледового класса и ледокольных обводов корпуса судно сможет самостоятельно передвигаться в средних по тяжести ледовых условиях.

Из технических характеристик известно, что длина газовоза СПГ проекта 10070 составит 305 м, ширина – 50 м, осадка по КВЛ – 10,95 м, грузовместимость СПГ – 168,7 тыс. куб. м, ледовый класс – Arc8.

Видимо, конструкторы решили использовать уже хорошо отработанную на судах подобного класса пропульсивную схему и применили в качестве движителей три винторулевые колонки в кормовой части.

Проект 10070 является результатом совместной работы машиностроительного дивизиона "Росатома" АО "Атомэнергомаш" и Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ). На выставке OMR макет арктического газовоза демонстрируется на стенде АО "ОКБМ Африкантов".

Это не ошибка организаторов экспозиции. Специалисты ОКБМ, входящего в "Атомэнергомаш", также принимают активное участие в разработке проекта. В частности, нижегородские конструкторы участвуют в разработке вкладных танков типа "В" – новой отечественной грузовой системы, применение которой должно позволить сократить сроки строительства судна.

Кроме того, на газовозе проекта 10070  планируется использовать криогенные насосы от "ОКБМ Африкантов". Бюро уже разработало целую линейку насосов для перекачивания СПГ и различных сжиженных углеводородных газов мощностью от 25 кВт до 2800 кВт.

Такие насосы могут применяться не только в судостроении, но и в нефтехимической, газовой и автомобильной промышленности. Как утверждают в "ОКБМ Африкантов", по технических характеристикам отечественные насосы не уступают зарубежным, а по ряду показателей (уровни вибрации, кавитационный запас, КПД) превышают импортные аналоги.

Напомним, первый крупнотоннажный криогенный насос российского производства используется с 2020 года на проекте "Ямал СПГ" для отгрузки продукции из резервуаров хранения СПГ в танки судов-газовозов.