На заседании комитета по промышленности и развитию инфраструктуры Заксобрания Кировской области сегодня, 28 сентября, обсудили вопрос сохранности автомобильных дорог в регионе при их эксплуатации лесозаготовителями.
На 1 июля 2022 года в нашем регионе осуществляли деятельность в сфере лесозаготовки 1096 ИП и организаций. Об этом сообщил министр транспорта Кировской области Юрий Логинов.
- Ежегодный объём добываемой древесины на территории области составляет около 9 млн кубометров, что составляет примерно 7,2 млн тонн древесины, - рассказал Логинов. - Лесозаготовители одновременно с лесными дорогами используют дороги общего пользования, в большей части - муниципального значения. При этом муниципальные дороги в большинстве своём не предназначены для таких нагрузок, что приводит к их разрушению.
В районах, где основной деятельностью является заготовка и переработка древесины, лесная отрасль влияет на состояние дорог, что не может не вызывать обеспокоенность.
- Согласно условиям договора аренды, у арендаторов лесных участков нет обязательств по ремонту и содержанию автомобильных дорог, - констатировал Логинов.
Министр среди мер по сохранности муниципальных дорог предложил проработать вопрос по включению в договора аренды лесных участков обязательных требований по согласованию с владельцем дорог маршрутов движения лесовозов, а также порядок контроля за соблюдением этих требований, в том числе с возможностью расторжения договоров.
Депутат Равиль Нургалеев отметил, что нужно делать ставку на глубокую переработку древесины в регионе.
- Мы ещё с Александром Валентиновичем (Соколовым - ред.) обсуждали в начале лета, Виктор Иванович Медведков предложил - дать шанс нашей глубокой переработке древесины, - напомнил Нургалеев. - В этом случае транзитные машины, которые везут лес по нашим дорогам в другие регионы, просто сами уйдут с нашего рынка. А те, кто занимается глубокой переработкой, платит налоги, они всё равно меньше будут долбить наши дороги, чем транзитные. У нас по Вятскополянскому району едут в Удмуртию, в Марий Эл...Фуры, фуры, фуры... Круглые сутки вывозят кругляк! А с местными перерабатывающими комбинатами будет легче разговарить о содержании наших дорог.
«Предлагаю вам в этом направлении ещё поработать», - резюмировал депутат, обратившись к министру транспорта.
- А сколько в структуре арендаторов лесных участков краткосрочных и долгосрочных, как они локализуются: местные это предприниматели или иногородние?, - спросил замминистра транспорта Юрий Шевелёв. - Они лес везут до пилорамы в районе или до границы Кировской области и дальше?
области, - пояснил замминистра лесного хозяйства региона Андрей Загоскин. - Кроме того, у нас ещё ежегодно заключается порядка 300 договоров купли-продажи лесных насаждений субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам торгов. Из них более половины - те же самые арендаторы. Наверное, 70 процентов данных арендаторов являются переработчиками.
По словам Загоскина, заключение договоров аренды - это федеральная норма, и вносить туда какие-то дополнительные требования (по содержанию дорог) региональный минлесхоз не может.
- И контролировать - даже если бы и внесли - у нас возможности тоже нет, - заключил замминистра.
Депутат Сергей Чурин поднял тему содержания грунтовых дорог.
- Чтобы их поддерживать в нормальном состоянии, надо просто пускать грейдер, хотя бы раз в неделю, - сказал Чурин. - В Нагорском районе, например, если грейдер два раза за лето проедет - это уже считается нормальным... Я понимаю, что на «лесников» мы не можем это возложить, но, с другой стороны, «лесники» платят за аренду немаленькие деньги... В Лузском районе вся дорога - это 20 км в сторону Лальска, а дальше - грунтовая дорога. В Подосиновском районе между Пинюгом и Подосиновцем вообще нет асфальта...
«Рассмотрите, пожалуйста, этот вопрос по грунтовым дорогам. Просто грейдеры запустите, чтобы они ездили, если это возможно. Я не вижу, почему это невозможно», - резюмировал Сергей Чурин.
- Хорошо, Сергей Анатольевич, принимается, - кратко ответил министр транспорта Юрий Логинов.