Разными российскими производителями грузовых автомобилей разработаны уже три модели беспилотных фур, которые готовы к тестированию на дорогах. Об этом сообщил замминистра транспорта Дмитрий Баканов. Однако разрешение на начало тестов в обычных дорожных условиях правительство пока не даст. Напомним, что в этом году правительство уже приостановило испытания беспилотных такси, которые проходили на 18 улицах Москвы. Замминистра не объяснил, с чем связана приостановка беспилотной программы. Свой взгляд на ситуацию РЖД-Партнеру высказал президент Национальной Ассоциации Грузового Автомобильного Транспорта «ГРУЗАВТОТРАНС» Владимир Матягин.
- Владимир Васильевич, профессиональное сообщество операторов и водителей грузовых автомобилей возражает против внедрения беспилотников?
- Нет, мы не возражаем против беспилотных перевозок и относимся к ним нормально. Но у беспилотного автомобиля все равно должен быть водитель. Это — человек, которого переобучили на дистанционное управление автомобилем. Такое переобучение требует затрат. И, кроме того, непонятно, как обходиться без водителя, когда требуется заехать на стройку, на лесоповал, где даже и дороги нет, когда следует открыть тент и даже подписать накладную. То есть, говоря объективно, на данном этапе в грузовой машине, даже если она беспилотная, все равно должен находиться человек. Просто часть управления он может передать умной компьютерной системе. За беспилотными перевозками, конечно, будущее, но сейчас они кажутся утопией. Думаю, что именно поэтому пока Минтранс отказался от беспилотного автотранспорта.
Справка: по оценкам Минтранса внедрение беспилотников на автомобильных дорогах – вопрос 10-15 лет.
- Беспилотные самолеты, как и космические аппараты уже давно работают потому, что там нет интенсивного движения. А как с этой задачей справиться на дороге?
- В том и сложность: есть пешеходы, которые выбегают на дорогу не по сигналу светофора. Есть другие машины, которые маневрируют. Беспилотный автомобиль должен взаимодействовать с различными системами наблюдения за дорогами. Получать массу информации об обстановке вокруг из разных источников – от обычного регистратора до ГЛОНАСС. Сейчас всю эту ситуацию мониторит один человек – который за рулем. Если его убрать – управление станет более дорогим и не исключено, что менее безопасным. В перспективе, наверное, ситуация будет решаться так, как с гражданскими лайнерами в авиации, когда часть работы проделывает автопилот, а когда требуется – управление на себя берет человек.