Перегруз, резерв и "халтура" – такие результаты выявило тестирование системы контроля заполненности и местоположения мусоровоза на базе одной из московских компаний – транспортировщиков твёрдых коммунальных отходов.
Пилот провели разработчики продукта – компания "Союз 317". Эксперимент проходил в течение нескольких дней на машинах перевозчика – их оборудовали датчиками, а водителям предоставили смартфоны с приложением SmartRO. Основной задачей тестирования было выявить резервы в работе техники и логистики, оценить процесс внедрения и эффекты от эксплуатации продукта.
В день эксперимента один из мусоровозов совершил два рейса и, как выяснилось, на пределе его возможностей. Система на основе достоверной информации с устройств контроля заполненности построила графики, которые показали несколько нарушений.
До первой площадки автомобиль двигался с полностью выдвинутой прессующей плитой, что может негативно повлиять на состояние выталкивающей плиты, цилиндров и их элементов, из-за колебаний на дорожных неровностях и проездах через "лежачие полицейские".
Несколько контейнерных площадок водитель обслужил уже после того, как выталкивающая плита была расположена вплотную к кабине, что говорит о заполненности мусоровоза на 100%. Дальнейшая загрузка отходов с таким показателем приводит к повышенным нагрузкам техники. На снимках из приложения видно, что обслуженные контейнеры были переполнены мусором, который водитель поместил в уже полностью загруженный бункер. Если подобное происходит часто, увеличивается риск выхода техники из строя и дорогостоящего ремонта.
Система одновременно зафиксировала у водителя отклонение от нормативов обслуживания и слишком сильный сдвиг плиты, что означает внештатную ситуацию на площадке и может свидетельствовать о подборе водителем отходов, которые не запланированы заданием.
По итогам анализа работы второго мусоровоза, наоборот, был выявлен резерв. Автомобиль совершил два рейса с загрузкой 79% в первом случае и 39% – во втором.
"Мы провели примерный расчёт – при такой ежедневной работе оператор может недополучать около 605 тысяч рублей за месяц, или 7 млн 260 тысяч рублей за год", – привёл данные коммерческий директор компании "Союз 317" Гантас Грикис.
При этом запускать данный мусоровоз на полную загрузку одного рейса нерационально, поэтому оператору рекомендовано пересмотреть этот маршрут и распределить производственные мощности, чтобы высвободить не полностью задействованные транспортные средства и оптимизировать затраты. Высвобожденную технику можно направить на вывоз дополнительного объёма, поставить в резерв или продать на вторичном рынке.
При оборудовании датчиками и других мусоровозов возможно провести аналогичный анализ работы всего автопарка, переформировать маршруты и сократить количество ежедневно задействованной техники на 15%.
Компания "Союз 317" разрабатывает, внедряет и сопровождает российские программные решения для отрасли по обращению с отходами. С помощью цифровизации и автоматизации процессов продукты компании позволяют сократить расходы на вывоз мусора, сэкономить трудозатраты на выполнение операций, повысить прозрачность процессов.