В региональных отделах и управлениях ЖКХ только около 10% сотрудников имеют диплом по специальности автодорожной отрасли.
Одна из основных причин плохих дорог — качество проектирования и безответственность специалистов, сказал в ходе правительственного часа депутат мажилиса Альберт Рау, передает корреспондент Total.kz.
«Одна из причин плохих дорог — качество проектирования и слабая работа местных служб технического надзора, некомпетентность и безответственность специалистов. На финансирование служб технадзора за 2020–2021 годы выделено по республиканской сети — 10,2 миллиарда, по местной — 10,7 миллиарда тенге. Но качество работы технадзора вызывает большие нарекания. Другой фактор — некомпетентность специалистов в службах заказчика. В региональных отделах и управлениях ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог только около 10% сотрудников имеют диплом по специальности автодорожной отрасли», — проинформировал Рау.
На сегодняшний день, по его словам, в отрасли дорожного строительства образовался дефицит кадров: не хватает инженеров-строителей, инженеров-сметчиков, лаборантов, асфальтобетонщиков, асфальтоукладчиков, механизаторов, машинистов спецтехники.
Другая причина, на которую указал депутат, вопрос неполного охвата реализуемых проектов экспертизой качества работ. Так, согласно озвученным данным, неохваченными экспертизами остаются дороги по проекту «Ауыл ел бесігі» и дорожная карта занятости, а также большинство проектов по внутридворовым дорогам. Он рекомендовал РГП «Национальный центр качества дорожных активов» расширить охват хотя бы 50% всех автомобильных дорог для выявления нарушений по качеству выполненных работ.
«Построить дорогу — половина дела, ее еще надо содержать. В процессе эксплуатации автомобильная дорога подвергается воздействию многократно повторяющихся нагрузок, а также влиянию природно-климатических условий. По данным экспертов, своевременный уход за автомобильной дорогой позволяет сократить в 3–4 раза затраты на ее восстановление. И чтобы содержать их в нормальном состоянии, в них нужно вкладывать. В этой связи необходимо довести средства на содержание автомобильных дорог до нормативного финансирования, а также пересмотреть сами расценки», — объяснил депутат.
В качестве примера он озвучил, что автомобильные дороги проектируются под разрешенные нагрузки грузового транспорта, в Казахстане это максимум 13 тонн на одну ось, однако при эксплуатации казахстанские трассы разрушаются от большегрузов, которые зачастую в полтора-два раза превышают допустимые нагрузки на ось.
«Еще один парадокс: когда строим республиканские дороги, я это знаю по Акмолинской и Костанайской областям, в это время убиваем все местные дороги, потому что на подрядных организациях эти самые большегрузы ходят по местным дорогам, которые не рассчитаны на такую нагрузку», — заключил Рау.