Почти 167 миллионов рублей выплатит правительство Калининградской области грузовым автоперевозчикам, которые попали под санкционный удар литовских соседей. Новую субсидию из областного бюджета предусмотрели специально для сектора международных грузоперевозок, который, по оценкам экспертов, уже просел в среднем на сорок процентов, и эта цифра продолжает расти.
Впрочем, получить заветную компенсацию смогут не все.
Господдержка распространяется лишь на перевозчиков, соответствующих двум основным критериям: мощность двигателя фуры - больше 250 лошадиных сил, а сам грузовик при этом должен быть растаможен только на Калининградскую область. На последнем стоит остановиться более подробно, поскольку такой вид "растаможки" характерен только для самого западного региона России. Дело в том, что из-за особого географического положения эксклава перевозчики могут приобрести грузовую фуру за границей и не платить при этом таможенные пошлины в регионе. Такой способ позволял доставлять товары из Европы в Калининград и удерживать цены на комфортном для жителей уровне. Однако кататься по "большой" России такой грузовик не сможет: для этого перевозчик должен заплатить все пошлины по общим правилам таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
Запрет на сухопутные международные перевозки санкционных грузов, установленный Евросоюзом, привел к тому, что около 4,5 тысячи фур в настоящее время простаивают в Калининградской области, а логистический бизнес несет серьезные убытки. Транспортный налог играет в этом далеко не последнюю роль, ведь за каждый грузовик мощностью более 250 лошадиных сил нужно заплатить более 16 тысяч рублей в год. Из-за простоев заработать на оплату обязательных сборов получается далеко не всегда. Поэтому многие калининградские дальнобойщики либо вовсе уходят из бизнеса, либо переориентируются на "большую" Россию. Финансовая поддержка, по мнению региональных властей, поможет предпринимателям удержаться на плаву и сохранит грузовой автопарк внутри эксклава.
Сами дальнобойщики признаются, что региональная мера поддержки своевременная и полезная, однако основную проблему запрета на международные грузовые рейсы она решить не сможет.
- Субсидия на транспортный налог однозначно поможет логистам. Представьте, если у компании в собственности десять фур, по году им нужно будет заплатить больше 160 тысяч рублей. В нынешних условиях это приличная сумма, - прокомментировал калининградский дальнобойщик Денис Смирнов. - Для нас, собственников своих машин, работающих по договору с ретейлерами или складами, субсидия не решает основную проблему заработка. До введения санкций удавалось совершать до четырех-пяти рейсов в месяц. Сейчас мы едва ли можем вытянуть два, а то и вовсе простаиваем. Это приводит к тому, что водители уходят из профессии или уезжают на заработки в другие регионы страны.
Ситуацию, о которой "РГ" рассказал дальнобойщик, усугубил тот факт, что Литва ввела новые ограничения на транзитные грузоперевозки. С 26 ноября таможня прибалтийской республики пропускает в другие регионы России грузовые фуры только тех компаний, которые являются собственниками автомобилей и имеют лицензию на международные перевозки.
Это решение привело к тому, что более тридцати процентов водителей, по оценке транспортных компаний эксклава, не смогли пересечь литовскую границу. Под удар в первую очередь попали арендаторы грузовиков, везущие товары на основную территорию России через Литву. Повезло тем, у кого фура находится в лизинге, поскольку в документах в таком случае прописано, что компания является временным собственником грузовика до выкупа машины у лизингодателя.
- На границе сейчас происходит следующее: компания оформляет груз, выписывает накладную на международный транзит товаров и въезжает на территорию Литовской Республики. Прибалтийские пограничники, изучая документы, видят, что владельцем транспортного средства является не перевозчик, а конкретное физическое лицо. По новым правилам это считается нарушением - во всех документах должен быть один владелец автомобиля. В итоге машины разворачивают, - пояснил руководитель калининградской логистической компании Леонид Степанюк.
В результате дальнобойщикам приходилось на ходу менять маршрут и уходить либо на Республику Беларусь, либо возвращаться в Калининград и ставить фуру на паром. А это дополнительные издержки и убытки.
Представители калининградского ретейла отметили, что новые трудности, с которыми столкнулись логистические компании региона, не должны повлечь за собой роста цен на товары в магазинах.
- Принимаемые литовской стороной меры в основном коснулись небольших калининградских компаний, которые передавали свои транспортные средства в аренду, так как теперь требуется, чтобы наименование перевозчика в накладной и литовском разрешении на перевозку совпадали с наименованием владельца транспортного средства, - отметил заместитель генерального директора калининградской торговой сети Алексей Елаев. - По разным подсчетам, из общего парка "дальнобоев" в шесть тысяч машин к попавшим под запрет относятся около тысячи. Сейчас они переоформляют собственника, что занимает в среднем три недели.
Так как из-за введенных Евросоюзом санкций не все машины задействованы в перевозках между Калининградской областью и остальной территорией России, то это не приведет к росту цен, но повлечет за собой перераспределение заказов между перевозчиками. Однако стоит учитывать, что рынок может отреагировать и увеличением стоимости провоза.