Из-за санкций в России осталась только одна компания, способная страховать ответственность владельца морского судна, рассказали 26 декабря РИА Новости со ссылкой на источники в страховой отрасли.
Как отметили источники, в морских перевозках существует три типа страхования: страхование грузов, страхование судна и страхование ответственности владельца судна (P&I, protection). Как поясняется «выйти в море и куда-то в приличное место зайти без нормального P&I нельзя», — поэтому здесь находятся главные риски отрасли.
Между тем на текущий момент в России остался лишь один страховщик и еще один перестраховщик. «Таких страховщиков в РФ, которые могут обеспечить страхование ответственности судовладельца — если серьезно, то один», — пояснили эксперты отрасли.
Они также рассказали, что «раньше этот страховщик имел хорошую программу перестрахования за рубежом. Теперь количество страховщиков не сильно увеличилось, а вот перестраховщик, вдруг, оказался тоже один — РНПК». Более того, они опасаются, что «если что-то пойдет не так, то наши судовладельцы могут остаться без единственного страховщика и единственного перестраховщика».
При этом «без защиты судно будет арестовано и сможет продолжить свой путь только после того, как будет внесен залог, обеспечена гарантия покрытия убытков, сумма которых будет определена, может быть, много позднее», — поясняют эксперты. В качестве примера они приводят «то, что произошло в проливах, например, недавно в Босфоре».
В связи с этим они сильно озабочены поиском альтернатив сложившейся ситуации. Один из путей решения связан с созданием так называемых обществ взаимного страхования или морских клубов. Отмечается, что такая практика широко распространена в мире.
Другим вариантом может стать создание системы государственных гарантий грузоперевозок.
Напомним, ранее сообщалось, что в проливах Босфор и Дарданеллы застряло два судна с российской нефтью, в связи с новыми требованиями по страховке.