Предварительное резервирование даты и времени пересечения границ России грузовым автомобильным транспортом может оказать положительный эффект на сроки доставки и убрать очереди с автодорог, примыкающих к многосторонним автомобильным пунктам пропуска (МАПП). Об этом сообщили ТАСС участники отрасли.
По словам руководителя отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгения Дятлова, аналогичная схема работала в Белоруссии несколько лет до прошлого года: перевозчик бронировал на электронном портале свободную дату заезда на места ожидания на границе, оборудованные для отдыха водителей. Въезд в место ожидания был платным и обязательным для прохождения. "Это помогало перевозчикам систематизировать и планировать время заезда в место ожидания, что в целом позитивно влияло на транзитные сроки и сроки доставки. Данная схема не влияет на количество очередей - это их систематизация и организация мест отдыха водителей. Для резервации даты прохождения транспортные компании были вынуждены привлечь дополнительных специалистов, но в целом при большом автопарке это давало позитивный эффект", - рассказал Дятлов.
В свою очередь, гендиректор Novelco Григорий Григорьев отметил, что процедура предварительного резервирования уже применялась на некоторых пунктах пропуска РФ и привела к скоплению автомобилей по определенным причинам. "Например, в конце 2021 года была предпринята попытка таким образом отрегулировать работу на погранпереходе "Забайкальск". Тогда там возникли большие пробки до 1 500 машин из-за коронавирусных ограничений, которые привели к снижению пропускной способности пункта. Сбором этих заявок занимался АСМАП", - рассказал Григорьев.
По его словам, некоторые водители регистрировались в очереди заранее, еще до прибытия на границу, поэтому свободные окна брони быстро закрывались, а грузовики, которые прибывали на погранпереходы, не могли проехать и вынуждены были ждать. Кроме того, существовали отдельные списки очереди на бумаге, по которым пропускали машины параллельно электронной очереди, что также имело негативный эффект.
"Таким образом, опыт применения такой процедуры в нашей стране уже есть. Главный вопрос заключается в том, как система предварительного резервирования будет организована в этот раз. От этого будет зависеть, возникнут ли перебои с поставками тех или иных товаров", - подчеркнул Григорьев. "Эта идея здравая и далеко не новая. Ее смысл заключается в том, чтобы отрегулировать пропуск грузовых транспортных средств через МАПП. Это позволит убрать длинные очереди из траков с автомобильных дорог, примыкающих к МАПП, и накапливать ожидающие проезда машины в специально оборудованных для этого местах - на парковках с туалетами, пунктами питания и так далее", - сказал этот эксперт.
По словам исполнительного директора Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольги Федоткиной, в условиях, когда скорость доставки грузов является ключевым конкурентным преимуществом, возможность управления временем прохождения границы нужная процедура, но ее необходимо проработать.
"Первое, что важно понимать, какой пакет документов нужно будет подать для прохождения границы, а также - будет ли это процедура бесплатной. Второе - будет ли четко закреплен список уважительных причин, по которым перевозчик не сможет в срок пройти через погранпереход", - пояснила Федоткина. Кроме того, продолжила она, необходимо понимать - будут ли приниматься в расчет задержки, которые не зависят от перевозчика.
По мнению Федоткиной, право выбора погранпереходов, где будет внедрена электронная очередь необходимо закрепить за Минтрансом РФ, поскольку техническая возможность организации отстойников есть не везде.