Продажи дорожно-строительной и специализированной техники в России за 2022 год сократились на треть (до 13,7 тыс. единиц). В IV квартале их падение разогналось до двукратного (-51,8% г/г) по сравнению с -43,4% в III квартале, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Как сообщила АЕБ, за 2022 г. в РФ было реализовано 13,677 тыс. единиц техники соответствующего назначения (-33,3%). Продажи за 9 месяцев, как сообщалось, были на уровне 10,699 тыс. шт. (-25,1%).
По итогам IV квартала было продано 3,115 тыс. единиц, что на 51,8% меньше, чем годом ранее и на 4,1% больше, чем за III квартал 2022 г., когда было реализовано 2,992 тыс. шт. Падение рынка в годовом выражении в III квартале составляло 43,4%. Таким образом, в последние три месяца года оно разогналось на 8,4 п.п.
За 2022 г. продажи гусеничных экскаваторов в РФ снизились на 16% (до 5,318 тыс. шт.), гусеничных тракторов - на 23% (до 1,307 шт.), колесных погрузчиков - на 22% (до 1,223 тыс. шт.), экскаваторов-погрузчиков - почти в 2,7 раза (до 1,907 шт.) Техника других номенклатур с более скромным объемом продаж в абсолютных цифрах также показала отрицательную динамику. Исключение составили лишь колесные погрузчики, отгрузки которых, по подсчетам АЕБ выросли за год на 9%, до 1,039 тыс. шт.
Данные о продажах подготовлены комитетом производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ. В них учтены машины таких производителей и импортеров, как Кранекс, ПТЗ, Четра, Bobcat, Caterpillar, CNH, John Deere, Doosan, Dressta, Hidromek, Hitachi, Hyundai, JCB, Komatsu, Liebherr, UMG СДМ, Volvo, Wirtgen. Доля рынка компаний, представленных в комитете, составляет около 80% российского рынка дорожно-строительной и спецтехники.
Большинство иностранных производителей автомобилей и спецтехники весной приостановили поставки в РФ и локальное производство после начала военной операции на территории Украины.
Ассоциация "Росспецмаш", представляющая интересы российских производителей, ранее сообщала, что отечественные заводы в 2022 г. выпустили дорожно-строительной техники на 75,6 млрд руб., что на 35% больше, чем за аналогичный период 2021 г. Отгрузки на внутренний рынок РФ за тот же период, по ее данным, выросли на 33%, до 73,4 млрд руб. Вместе с тем Росспецмаш зафиксировал снижение продаж в ряде ключевых сегментов. Так, отгрузки экскаваторов-погрузчиков снизились на 60%, катков - на 21%, телескопических погрузчиков - на 19%, кранов-трубоукладчиков - на 12%, автокранов - на 0,3%.
"Отечественные производители вынужденно сокращали выпуск своей продукции по отдельным направлениям из-за агрессивной политики импортеров. Также в прошлом году на темпы продаж негативно влияли курс рубля и сложности с поставками комплектующих. Если ситуация с компонентами постепенно нормализуется, то остальные проблемы в текущем году стоят так же остро", - отмечали в ассоциации.
Росспецмаш заявлял о рисках того, что иностранные компании вскоре могут заметно потеснить на российском рынке отечественных производителей. Это приведет к снижению выпуска их продукции в сегментах, в которых по итогам 2022 г. фиксировался рост, отмечали в ассоциации.