Российская отрасль IT потеряла в 2022 году 20-25% своего экспорта, оценило НП «Руссофт» на основе косвенных данных, собранных в компаниях (официальные данные об экспорте Росстат и ЦБ РФ не публикуют). Закрылись центры разработки иностранных компаний, которые давали, по оценке НП «Руссофт», около 12% всего экспорта компьютерных услуг из России. Экспорт снизился также из-за ухудшения условий работы российских поставщиков IT-решений на зарубежных рынках. Такие данные привел президент НП «Руссофт» Валентин Макаров на пресс-конференции «ИТ-индустрия в период перемен: что нас ждет в 2023 году?».
Ухудшение условий выразилось сначала в запрете работы IT-компаний в «недружественных» странах, пояснил Макаров — правда, многие существовавшие партнеры продолжили работать с россиянами по заключенным ранее контрактам, но новые контракты уже не заключались. Потом вышел запрет финансовых транзакций с российскими компаниями. Это вынудило экспортеров переносить свои центры продаж за границу — в «дружественные» страны. Это не простая операция, которой препятствуют вторичные санкции, финансовые санкции и др., так что даже такой перенос не обеспечивает восстановления экспорта в полном объеме.
В то же время, по словам Валентина Макарова, присутствие российских IT-решений в «дружественных» странах выросло за прошедший год на 1-10% (в разных странах). Больше всего российских компаний — в странах ЕАЭС. На первом месте — Узбекистан, также много российских компаний в Казахстане, но «там сложная ситуация», отметил Валентин Макаров. Второе, после ЕАЭС, место по присутствию российских компаний занимают арабские страны Ближнего Востока. Там местные финансовые компании помогают россиянам уходить от санкций. Присутствие в Латинской Америке выросло в течение года в 4-5 раз, что довольно неожиданно, заметил президент «Руссофта». Наиболее перспективный регион — Юго-Восточная Азия, не только Китай и Индия, но и другие страны, присутствие в которых интересует около 10% российских экспортеров.
«Анализируя потенциал рынка, необходимо заметить: несмотря на то, что США, Европа и Япония суммарно занимают достаточно крупные сегменты в общемировом объеме, на долю дружественных стран приходится порядка 47% глобального рынка, — подчеркнул директор практики «Стратегия трансформации» компании «Рексофт Консалтинг» Алексей Богомолов. — При этом, если выделять из общего пула сегменты прикладного ПО и услуг и взять за основу консервативный сценарий развития, то российским разработчикам ПО доступны порядка 15% от общемирового рынка. При кажущейся скромности цифры — это является достаточно перспективным объемом для экспорта отечественных ИТ-решений».
Импортозамещение позволило компаниям увеличить, по оценке «Руссофта», свои обороты на российском рынке на 5-10%. Однако полностью скомпенсировать падение экспорта не удалось. «В целом за 2022 год мы имеем снижение общего объема продаж IT-индустрии в России, наверно, на 5% — максимум 10%, — заявил Валентин Макаров. — Зато получило сильное ускорение импортозамещение, на него государство выделило 13 млрд руб., так что с учетом роста экспорта благодаря контактам с «дружественными» странами в 2023 году ожидается серьезный рост продаж в России, который может компенсировать экспортные потери. Если не будет дальнейших геополитических осложнений, по итогам 2023 года мы выйдем на уровень продаж 2021 года».
Напомним, об уходе из России или приостановке своей деятельности в стране после 24 февраля 2022 года заявили ряд крупных иностранных IT-компаний, среди которых — Microsoft, Oracle, SAP, Cisco, EPAM и другие. Большинство ушедших компаний имели центры разработки в том числе в Петербурге. Например, крупному разработчику программного обеспечения Jet Brains в Северной столице России принадлежало несколько офисных зданий.