В Уральском федеральном университете (УрФУ, Екатеринбург) разработали крыльчатку для воздушного насоса. Ее используют в сельхозтехнике для посева семян, в частности, в сеялках точного высева: с помощью гидравлического или механического привода семена разбрасывают по полю. Крыльчатка — совместная разработка специалистов Экспериментально-производственного комбината и Инжинирингового центра цифровых технологий машиностроения УрФУ.
«Крыльчатка — расходный материал для аграриев. Она установлена в сеятельных машинах и нужна для правильного разбрасывания семян по полю. Так как ее используют в сельхозтехнике, она должна обладать высокими прочностными характеристиками — выдерживать высокие нагрузки, быть сбалансированной и относительно легкой. Если крыльчатка не будет достаточно прочной, ее просто разорвет, а это ущерб для сеялки в десятки миллионов», — объясняет руководитель проектов Экспериментально-производственного комбината УрФУ Александр Волков.
Специалистам университета удалось создать крыльчатку, не уступающую по характеристикам и стоимости немецкому аналогу, который ранее использовали и на импортной, и на отечественной технике.
«Если говорить про характеристики, то наша крыльчатка так же, как импортная, выдерживает 5000 оборотов в минуту, рассчитана на работу не менее 1000 моточасов. Но при этом наш образец весит меньше — 4,8 кг, а импортный — 5,2 кг. И нам удалось сохранить аналогичную стоимость готового продукта», — говорит Александр Волков.
По словам специалиста, стоимость производства немецкой крыльчатки высока, но за счет объемов производства и масштаба рынка сбыта зарубежной компании удается снизить стоимость готового изделия. Сотрудникам УрФУ пришлось продумывать, как снизить стоимость за счет других показателей, — они разработали другую технологию создания крыльчатки.
«Мы применили нестандартные для такого типа продукции современные технологии изготовления. В частности, использовали лазерную сварку, которая обеспечила необходимую жесткость и геометрию изделия. Соблюсти все необходимые аэродинамические свойства колеса позволила ротационная вытяжка. В итоге мы можем конкурировать с импортным образцом и по качеству, и по стоимости», — заключает Александр Волков.
На разработку технологии и создание изделия у специалистов ушло полгода. За это время они испробовали порядка 15 видов материалов, характеристики которых проверяли на разных производствах, вплоть до Ростова-на-Дону.
«Главное — то, что мы разработали технологию создания крыльчатки. Теперь можем создавать крыльчатку не только для сеятельных машин, но и для двигателей автомобилей, вентиляторов разных назначений. По сути, нужно будет только изменить габариты под потребности заказчика», — добавляет Александр Волков.
На сегодня специалисты создали опытные образцы, которые прошли все необходимые испытания на производстве и сейчас находятся у заказчика. Запустить серийное производство крыльчатки и заключить договор на поставки планируется этой весной.