За 2023 год Грузия экспортировала в три раза больше машин, чем в предыдущем году, следует из данных таможенной статистики. Большинство машин отправляются в Киргизию, Казахстан и Армению, откуда, не исключают эксперты, продаются в Россию.
Экспорт легковых автомобилей из Грузии вырос почти в три раза, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на таможенную статистику страны. Машины поставляются в Россию и страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Армению, Киргизию и Казахстан. Автомобили в Грузии не производятся, но активно импортируются.
В 2019 году, до коронавирусной пандемии, Грузия перепродала 9,7 тыс. импортированных ранее автомобилей на сумму $59,8 млн за весь год.
Поставки машин из Грузии в Россию за январь-февраль 2023 года составили 978 автомобилей на $13,5 млн против 209 машин годом ранее, в Киргизию — 1,3 тыс. на $43,2 млн против 423, в Казахстан — 2,6 тыс. машин на $51,5 млн против 935, в Армению — 2,8 тыс. машин на почти $50,2 млн против 365 машин.
В это же время из США в Грузию импортировали 8,2 тыс. автомобилей на $97 млн. В 2022 году число машин составило 11 тыс. штук. Из Германии ввезли за этот же период 1,3 тыс. машин на $29,2 млн. В предыдущем году было на 333 автомобиля меньше. При этом данные таможни не дают информации о возрасте машин.
Большинство иностранных машин ввозится в Россию из Китая. По данным «Автостата», в январе-феврале в стране было продано почти 9,8 тыс. автомобилей возрастом до трех лет, ввезенных по параллельному импорту. Аналитик независимого агентства Nation.ge Давид Авалишвили объясняет, что из Грузии непосредственно в Россию перепродаются импортные автомобили низкой ценовой категории и не подпадающие под санкции. А вот через Киргизию реэкспортируются автомобили высокой стоимостью $33 тыс. за штуку, тогда как через Армению и Казахстан — стоимостью ниже, за $18–20 тыс. Таким образом, перепродавая иностранные машины, Грузия не нарушает санкции, ведь изначально они отправляются не в Россию.
Несмотря на то, что Минфин Грузии в ответ на критику из-за нарушения режима санкций утверждал, что таможенные службы страны «работают в тесной координации с западными партнерами», собеседники «Коммерсанта» среди дилеров подтвердили, что машины премиум-класса отправляются в Россию посредничеством неподсанкционных стран. Автомобильный эксперт Владимир Беспалов считает, что канал поставок машин из Грузии в Россию не налажен и скорее похож на всплеск, вызванный желанием продавцов и посредников подзаработать.