Если считать транспортный грузооборот одним из ключевых показателей состояния экономики, то ситуация, складывающаяся в нашем регионе в нынешнем году, не внушает большого оптимизма.
Проблемы в этом сегменте экономической деятельности начались не сегодня. В первом квартале 2022-го, до начала СВО, в Вологодской области был отмечен резкий взлет грузовых перевозок (в январе – почти на 25 процентов «год к году», а в целом за первые три месяца прошлого года – на 10 процентов к соответствующему периоду 2021-го). Однако события на Украине и последующая «война санкций» между Россией и коллективным Западом сказались на грузоперевозках весьма ощутимо. Уже к маю 2022-го финансовые результаты вологодского бизнеса, связанного с автотранспортными услугами, сократились на 10 процентов «год к году».
Это движение вспять продолжалось всё лето, достигнув в низшей точке спада 15 процентов. Но к осени, судя по всему, наши грузоперевозчики приспособились к новой экономической реальности и последовательно пошли в рост. Уже в сентябре показатели 2022-го года сравнялись с показателями 2021-го, а завершающие месяцы минувшего года продемонстрировали прирост показателей (в верхней точке – порядка 8 процентов «год к году»).
Начало нынешнего года также не внушало опасений: умеренный рост отраслевых показателей (на 2-3 процента к прошлогоднему уровню) сохранялся до конца зимы. Но весна 2023-го ознаменовалась очередным обвалом грузоперевозок. В марте спад составил более 9 процентов, и предварительные данные по апрелю не свидетельствуют о преодолении наметившейся тенденции.
Впрочем, грузоперевозки – это не какой-то остров невезения в лазурном море мечты. Они являются своеобразным термометром, сигнализирующим о состоянии экономики. Не случайно глубина спада перевозок вологодскими операторами примерно соответствует сокращению нашего областного рынка товаров и услуг: в марте падение в этом секторе экономики составило порядка 8 процентов «год к году».
Не может не отражаться на финансовом состоянии грузоперевозчиков и платежеспособность деловых партнеров. А в этом смысле ситуация тоже далека от идеала. По состоянию на март 2023-го года, доля убыточных предприятий и организаций в промышленности, строительстве и торговле нашего региона превысила 30 процентов. Проще говоря, каждый третий среди потенциальных заказчиков транспортных услуг испытывает финансовые трудности, вынуждающие сокращать или полностью приостанавливать грузоперевозки...
Справка