Повышая акцизы на топливо и выдавая при этом больше разрешений перевозчикам из третьих стран, правительство Литвы затрудняет конкуренцию своих же транспортных компаний, считает член Союза перевозчиков Литвы (LVS) Серго Амиргулашвили.
Он поддерживает предложения о возмещении европейским перевозчикам части акциза, введении ограничений на импортное топливо и более тщательное распределение транспортных разрешений.
"Образуется замкнутый круг. Представьте себе грузовики из Азербайджана, Казахстана или Турции. Они свободно едут в Россию, разгружаются и перегружаются там, а затем едут через Латвию или Литву в Европу. Они используют двусторонние или трехсторонние разрешения, включая разрешение Конференции министров транспорта Европы (EKTM), и перемещают свои грузы по нашему континенту, как будто это их собственный двор. А по пути домой через Турцию грузовики из третьих стран привозят обратно товары, которые они не могут ввезти иначе из-за санкций и ограничений. Наши власти должны более ответственно подходить к выдаче разрешений третьим странам и четко определять приоритеты", — указал он.
Представитель LVS также перечислил проблемы, с которыми приходится сталкиваться литовским транспортным компаниям. Во-первых, это снижение цен на грузоперевозки на 20-30 процентов из-за грузов, которые ввозятся из третьих стран.
"Они [грузы] ввозятся в Литву с цистернами, полными дешевого российского или белорусского топлива, они освобождены от размерoв минимальной зарплаты и коэффициента, установленныx в ЕС, и они платят меньше налогов своей стране", — отметил Амиргулашвили.
По его словам, поэтому перевозчики из третьих стран дешевле работают в Литве и в Европе, легче находят грузы на перевозку, фактически отбирают его у литовских перевозчиков и "загрязняют окружающую среду своими старыми грузовиками".
"Почему мы не приняли ответные меры и не ввели ограничения на ввоз топлива, когда это сделали наши соседи? Даже в Польше запрещено ввозить более 600 литров топлива, а учитывая размер территории Литвы, такое ограничение не могло бы превышать 200 литров. Этого было бы недостаточно для транзита через страну или для того, чтобы разгрузить свой груз в Литве и вернуться обратно — им пришлось бы заправляться дорогим топливом здесь. Это подорвет их конкурентные преимущества", — считает представитель LVS.
По его мнению, сейчас одна из главных инициатив транспортных операторов — призыв к правительству возместить литовским перевозчикам часть акциза с топлива, чтобы стоимость перевозки товаров в Литву и из Литвы не увеличивалась, услуги стали более рентабельными, а конкурентоспособность местных компаний выросла. Амиргулашвили указал, что более дорогой въезд и заправка в Литве увеличат сбор акцизного налога (вероятно, около 700 миллионов евро в год) и несколько сократят очереди на границе.
Кроме того, предлагается ограничить стандарт загрязнения въезжающих автомобилей вместе с топливом. Например, можно разрешить въезд в Литву грузовикам со стандартом нe ниже Евро-5.
"Подсчитывая потери Литвы, не будем забывать об ущербе, который следует по всей цепочке поставок. Например, товары, перевозимые старыми грузовиками из третьих стран, проезжающими сквозь страну, здесь не остаются, и склады не получают ни цента. Наши склады не зарабатывают деньги, когда на них не грузят и не хранят. Они нужны нам для того, чтобы у наших грузовиков, которые вынуждены возвращаться в Литву в соответствии с пакетом мобильности ЕС, был груз для обратного пути в Европу", — заключил представитель перевозчиков.
По его мнению, если иностранцы будут оставлять свои грузы в Литве, у литовских грузоперевозчиков и логистики будет больше шансов сохранить бизнес, а у государства — собрать налоги.
В начале мая в Сейме обсуждали предложение о введении ограничения на количество топлива в баках грузовиков. Вопрос возник во время обсуждения поправок к Закону об акцизах. Так, на заседании Комитета по бюджету и финансам заявили, что балтийская республика "никак не ограничивает количество импортного топлива, которое поступает в баки грузовиков".
"Мы должны смотреть на соседние страны, в данном случае на Польшу. В Польше действует лимит в 600 литров. Были дискуссии о том, чтобы снизить его до 200 литров, но сам принцип заключается в ограничении. Эта страна увидела экономическое обоснование", — отметили в комитете.
Инициатива вызвала критику со стороны перевозчиков, которые отмечали, что это негативно скажется на состоянии транспортного сектора, а также приведет к увеличению очередей в приграничных пропускных пунктах.
Кроме того, на прошлой неделе парламент одобрил поправки к Закону об акцизах, по которым предлагается отказаться от льгот к энергоносителям и повышать ставки акцизов на загрязняющие виды топлива, в результате чего оно подорожает.
Проблемы в литовском транспортном секторе обозначились с началом украинского кризиса, перебоев в цепочках поставок, а также разрыва отношений с РФ и Белоруссией. По деятельности перевозчиков ощутимо ударяют антироссийские санкции, которые Вильнюс активно поддерживает. В то же время транспортным компаниям не хватает работников и водителей. Также в конце прошлого года перевозчики столкнулись с большими штрафами из-за невыполнения новых положений Пакета мобильности.
Перевозчики уже не раз жаловались, что из-за дорогого топлива и высоких цен на обслуживание транспорта и стоимость услуг и перевозимых грузов будет увеличиваться. В ассоциации перевозчиков Linava подчеркивали, что транспортные компании находятся в критической ситуации.