В Алматы состоялась церемония открытия Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги, профинансированной Евразийским банком развития.
Проект поспособствует расширению региональной и международной торговли, поскольку дорога является частью трансконтинентальной магистрали Западная Европа - Западный Китай. В прошлом году торговля между Казахстаном и Китаем достигла рекордных показателей, превысив 24 млрд долларов США.
БАКАД играет важную роль в расширении транспортных маршрутов на территории Республики Казахстан и всего Евразийского региона. Новый объект соединит международные автомобильные маршруты в направлении "Восток-Запад" и будет способствовать улучшению транспортной связности, расширению возможностей для грузоперевозок", - сказал глава ЕАБР Николай Подгузов.
Он отметил, что прогнозируемый объем грузов, перевозимых в зоне БАКАД, в ближайшие 15 лет вырастет на 87% и достигнет 35,9 млн т.
Кроме того, БАКАД принесет социальные и экологические эффекты. На этапе строительства объект уже обеспечил рабочими местами более 1,5 тыс. человек, преимущественно местного населения.
В мае этого года ЕАБР в рамках конференции инвесторов - участников Ассоциации институтов развития Азии и Тихоокеанского региона журналистам показали новую алматинскую автодорогу и рассказали, чему будет способствовать реализация проекта.
БАКАД позволит вывести транзитные потоки за пределы Алматы, вследствие чего снизится уровень загрязнения воздуха.
Сокращение транспортных заторов и времени в пути. По расчетам специалистов, строительство Большой Алматинской кольцевой дороги разгрузит улицы мегаполиса на 60%.
Улучшение пропускной способности и конкурентоспособности транзитных маршрутов, проходящих через Казахстан.
Расширение региональной и международной торговли, поскольку проект является частью трансконтинентальной магистрали Западная Европа - Западный Китай.
Стимулирование применения ГЧП-механизма. БАКАД - первый инфраструктурный ГЧП-проект в рамках государственного гарантирования.
БАКАД представляет собой дорогу протяженностью 66 километров, включающую 4-полосные (протяженность 9 километров) и 6-полосные (57 километров) участки движения, а также мосты, транспортные развязки и необходимую инфраструктуру.
В апреле МИИР опубликовало документ, где были представлены ставки платы за проезд по автомобильной дороге.
Стоимость поездки вне зависимости от пройденного пути в течение одного часа:
- легковые автомобили - 0,07 МРП;
- автобусы до 16 пассажирских мест и грузовые автомобили грузоподъемностью до 2,5 тонны - 0,12 МРП;
- автобусы до 32 пассажирских мест и грузовые автомобили грузоподъемностью до 5,5 тонны - 0,22 МРП;
- автобусы от 32 пассажирских мест и грузовые автомобили грузоподъемностью до 10 тонн - 0,36 МРП;
- грузовые автомобили грузоподъемностью от 10 до 15 тонн - 0,43 МРП;
- грузовые автомобили грузоподъемностью от 15 тонн, в том числе с прицепами, седельные тягачи - 0,72 МРП.
Проект направлен на повышение транзитного потенциала и конкурентоспособности транзитных маршрутов, проходящих через государства - участников Банка. Кроме того, проект направлен на интенсификацию торгово-экономического сотрудничества между государствами-участниками, стимулирование роста трансграничных грузоперевозок и снижение транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть города Алматы и его пригородную зону.
БАКАД является первым международным государственно-частным проектом в Центральной Азии, а также крупнейшим инвестиционным проектом в Казахстане за пределами нефтегазового сектора.
Объект финансируется синдикатом трех банков: Европейский банк реконструкции и развития, Евразийский банк развития (135 млн долларов США) и Исламский банк развития. Общая стоимость проекта составила 743 млн 116 тысяч долларов США.
Государственным партнером проекта является Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
Дорогу строили пять лет, официально о завершении строительства МИИР объявили в декабре 2022 года.
Консорциум БАКАД состоит из четырех компаний: две турецкие (Alarko Holding и Makyol) и две корейские компании (SK ecoplant и Korea Expressway Corporation). Последняя является лидирующей в силу объемов накопившегося опыта содержания платных дорог не только в Корее, но и за ее пределами. Финансирование осуществляется в соотношении 78% заемных средств и 22% - средства данных компаний.
В торжественной церемонии открытия БАКАД приняли участие председатель Правления ЕАБР Николай Подугзов, министр национальной экономики Казахстана Алибек Куантыров, аким Алматы Ерболат Досаев, аким Алматинской области Марат Султангазиев.
ЕАБР продолжает свою работу по поддержке развития инфраструктуры и транспортной связи в странах-участниках, способствуя росту экономики, содействуя торговле и развитию регионального сотрудничества.