Запрет на въезд в Россию грузовикам из Европы продлили до конца 2023 года, следует из вступающего в силу 8 июля постановления Правительства. Ограничения не распространяются на ряд товаров, но этот список стал меньше. Польским же фурам и вовсе позволят перевозить по нашей стране только лекарства и медизделия. Россияне от запрета не пострадают — на полках достаточно товаров, в том числе из Европы, во всех категориях, рассказали «Парламентской газете» эксперты.
Запрет на международные автомобильные перевозки ряда грузов по территории России транспортными средствами недружественных государств продлили до 30 декабря 2023 года. Речь идет о странах Евросоюза, Великобритании, Норвегии и Украине. Ограничения касаются двусторонних, транзитных перевозок, а также перевозок в третьи государства. Грузы, которые привезут в Россию фуры из недружественных стран, будут перегружать на российские и белорусские машины в таможенно-терминальных комплексах в приграничных территориях в Псковской, Калининградской, Ленинградской и Мурманской областях, Карелии и Санкт-Петербурге.
Ограничения не будут действовать на поставки в Калининградскую область, а также в отношении почты и ряда товаров из утвержденного перечня. В него входят мясо, рыба, молочная продукция, яйца, мед, растения, овощи, фрукты, какао, кондитерские изделия, алкоголь, табак, лекарства и другая продукция.
Грузы из недружественных стран доставляют с помощью перегрузки товаров или перецепки полуприцепа на российские и белорусские фуры, сообщили в Минтрансе.
Отдельная история — с Польшей. Транзит фур из этой страны Госдума призвала запретить в конце мая в ответ на откровенно хамские действия польских властей. Они сносят памятники советскому солдату-освободителю, закрывают русские школы, воруют российскую собственность, утверждал спикер Госдумы Вячеслав Володин. В итоге палата приняла постановление, в котором призвала кабмин запретить въезд в Россию грузовиков из Польши, за исключением перевозки лекарств, медизделий и некоторых других критически важных товаров. Депутаты даже предлагали установить на наших заправках специальные «европейские» цены на бензин для машин из ЕС. Издержки Варшавы могут составить порядка 8,5 миллиарда евро, предположил Володин. А зарабатывать деньги на перевозках будут россияне.
Механизм перецепки или перегрузки иностранных грузовиков запустили в октябре прошлого года в ответ на действия недружественных стран, запретивших российским перевозчикам появляться на территории Евросоюза. Такие меры, объяснили в кабмине, направлены на обеспечение участия российских компаний в международных грузовых автоперевозках, а европейцы, в свою очередь, не смогут получать сверхприбыли, катая товары по нашей стране. При этом экспортно-импортные цепочки сохранятся, подчеркивали в кабмине.
Международные грузоперевозчики автотранспортом из недружественных стран ввели в соответствии с указом Президента от 29 сентября 2022 года. Затем кабмин дважды продлевал действие этой нормы, а ее реализация показала, что российские компании способны выполнять весь необходимый объем перевозок. Об этом «Парламентской газете» сказал зампред Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. «Не мы это начали, — сказал он. — Но за время действия запрета мы убедились, что можем покрыть объем перевозок. Привлекли в эту сферу новые кадры, организовали перецепку, и все заработало».
Ограничения не сказались на цене импортных товаров первой необходимости, сообщил «Парламентской газете» независимый автоэксперт Дмитрий Попов. А во многом Россия смогла их заменить. «Последние годы мы занимались сельским хозяйством, у нас достаточно большое количество продуктов своего производства», — отметил Попов.
Не только по продуктам, но и по большинству товарных категорий Россия не испытывает дефицита, добавил Артем Кирьянов: «Мы находим решения, благодаря нашим партнерам в Юго-Восточной Азии и среди стран бывшего СССР. Приходя в магазин, человек не задумывается, где товары. Наш бизнес полностью обеспечивает ассортимент».