На российском рынке на сегодняшний день открыто не более 4000 франшиз по курьерской доставке, что в 5 раз меньше, чем в США. Об этом «Логирусу» рассказал генеральный директор «КМ Глобал Групп» Виктор Кутузов, который помимо России развивает бизнес-проекты в ЕС и Соединенных Штатах.
На сегодняшний день в Соединенных Штатах открыто более 20 000 франчайзинговых офисов курьерской доставки. В числе крупнейших игроков – The UPS Store, FedEx Ground, PostNet.
– Являясь советником директора «Курьер Сервис Экспресс» по развитию франшизы, могу сказать, что паушальный взнос в России зависимости от региона составляет 150-270 тыс. рублей: это аренда, ремонт, закупка оборудования. Сам старт обойдется в 0,8-1,5 млн рублей или $10-20 тыс. У основных конкурентов затраты на открытие курьерской франшизы примерно аналогичные, – озвучил порядок цифр Виктор Кутузов. – В США же только поушальный взнос в такие курьерские брэнды как UPS, FedEx составляет $65-80 тыс. в зависимости от региона. На открытие смело можно закладывать $200-250 тыс. Таким образом, в среднем в США открытие франшизы обойдется в 15 раз дороже. И основными затратными статьями расходов помимо лизинга автотранспорта, станут зарплаты курьеров.
Согласно данным портала Glassdoor, в США зарплата курьера может быть в диапазоне от $8 до $25 в час. Средняя же зарплата составляет около $15 в час.
– Оплата труда курьера складывается из нескольких факторов, таких как базовая ставка за час работы, бонусы и дополнительные премии, а также возможность получения чаевых. Однако, не все компании-провайдеры предоставляют своим курьерам бонусы и премии, а также возможность получения чаевых, поэтому условия трудоустройства и оплаты могут сильно различаться, – пояснил эксперт.
Рынок курьерской доставки в США очень сегментирован, добавил Виктор Кутузов. Компании строят свои бизнес-модели с опорой на специализацию в каком-то одном узком сегменте услуг: доставка бандеролей, или доставка опасных грузов, или доставка крупногабарита и т.д.
– В России другой подход. Например, «Курьер Сервис Экспресс» занимается и В2С-доставкой, доставкой крупногабарита, некоторых классов опасных грузов, международной доставкой. То есть у нас фокус на широкий спектр услуг. Для американского рынка – это совершенно новый бизнес-формат, – подчеркнул генеральный директор «КМ Глобал Групп» Виктор Кутузов.
Отличаются в США и предпочтительные способы доставки онлайн-заказов. В Штатах, согласно статистике за 2022 год, курьерскую доставку по адресу выбирают 66% опрошенных. Самовывоз в магазине был выбран как предпочтительный способ доставки только 18% респондентов. В России цифры кардинально отличаются. Так, по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций за 2022 год, 79% доставок по-прежнему осуществляются до пунктов выдачи товаров, постаматов, а также грузовой b2b-доставкой.
– Как правило курьерскую доставку заказов из интернет-магазина в США заказывают на домашний адрес, при этом получателю в момент доставки необязательно находиться дома. Заказ оставят у входной двери и, придя вечером с работы, заказчик обнаружит коробку с заказом под дверью, не боясь того, что его кто-то может ее забрать. Приведу пример из личного опыта. Мы очень часто заказываем из Amazon. Нередко бывает так, что мы уезжаем в мини отпуск на 3-4 дня, как раз в момент нашего отсутствия и была произведена доставка. Коробка благополучно простояла на улице на крыльце дома 3 суток и все с ней было хорошо – никто не забрал, – поделился личным опытом Виктор Кутузов.
Организация процесса самовывоза онлайн-заказа в США также отличается от РФ, особенно если речь идет о крупных сетевых магазинах, таких как Walmart, Target или Best Buy. В таких магазинах есть специальные стойки для самовывоза, где покупатель может забрать свой заказ, не взаимодействуя с персоналом магазина.
– Вообще бесконтактная доставка в США очень развита. В Amazon, например, курьер приезжает на терминал, где его уже ждет подготовленный бокс с заказами. Затем он также удаленно получает задание на доставку, в котором расписываются адреса, маршруты и предполагаемое время на доставку одного заказа. Посылку, как я уже упоминал выше, курьер оставляет у двери, а получателю приходит сообщение, что доставка выполнена, – пояснил собеседник «Логируса». – При этом человеку не нужно расписываться за получение. Подобное требование действует только для дорогостоящих ювелирных изделий стоимостью от $5 тыс.
Еще одно отличие заключается в том, что в США практически все магазины и заведения общепита подключены к курьерской доставке даже в совсем небольших городах. При этом номенклатура товаров, которые посыльные может привезти «до двери» самая широкая: товары для сада, комнатные растения, продукты, мебель, даже рыбки для аквариума, рассказал Виктор Кутузов.
Зато в России более широко развита возможность оплатить заказа наличными курьеру при получении. В Соединенных Штатах подобные опции оплаты не так широко применяются, резюмировал эксперт.