← Коммерческий транспорт

В России упали продажи авторефрижераторов

За первое полугодие 2023 года в России были приобретены 3600 новых авторефрижераторов разных типов, сообщает компания СИВ Трансхолод, дистрибьютор транспортных холодильных установок Carrier. Это на 6 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Наибольшее падение произошло в сегменте рефрижераторных полуприцепов, которых сейчас не хватает. Объем импорта, за счет которого ранее покрывалось 60-70 % потребности рынка, сократился в 4,5 раза. Российские производители пока не нарастили объем производства в той степени, чтобы заместить импортные поставки. В то же время, после ухода семи европейских производителей, модели которых составляли основу парка магистральных тягачей, количество китайских тягачей, поступающих на замену, хоть и растет, но все еще недостаточно для покрытия спроса, накопившегося за год.

Дмитрий Шелгунов, руководитель группы по работе с ключевыми клиентами СИВ Трансхолод, отметил: «Сейчас нет проблем с поставками и доступностью холодильных установок. Агрегаты Carrier всех типов, в том числе дефицитные ранее установки для рефрижераторных полуприцепов, можно купить со склада. Все теперь зависит от наличия автомобилей и полуприцепов».

В апреле-мае количество введенных в эксплуатацию рефрижераторов на базе легкого коммерческого транспорта сокращалось месяц к месяцу. Это обусловлено тем, что после ухода западных и японских компаний сегмент в первом полугодии в значительной степени формировали всего три производителя: ГАЗ, КАМАЗ, JAC. В отличие от средне- и крупнотоннажных грузовиков, в сегменте LCV во втором полугодии 2022 - начале 2023 годов не произошло активное замещение техники европейских производителей на китайские модели. Однако в июне продажи выросли, и 70% из них пришлось на рефрижераторы на разных моделях ГАЗ и КАМАЗ. Во втором квартале начались продажи рефрижераторов на базе Sollers Atlant.

Относительно стабильны поставки рефрижераторов с автономными холодильными установками на базе грузовиков для доставки в магазины продукции из городских распределительных центров.

После небольшого спада в феврале ставки на автомобильные рефрижераторные перевозки начали расти на 3–5% ежемесячно. Относительно июля прошлого года индекс, отражающий динамику цен на доставку температурных грузов в полностью загруженных рефрижераторных полуприцепах, вырос более чем на 50 %.

Устойчивый рост цен охватил весь рынок автомобильных перевозок вне зависимости от типа груза. На то оказывают влияние как макроэкономические причины, так и сложности в обновлении парка тягачей из-за отставания предложения от спроса, нехватка водителей. В случае рефрижераторных перевозок на динамику влияет еще и сезонный фактор: летняя температура и период сбора урожая.

Дмитрий Шелгунов добавляет: «Изменения за последний год коснулись не только продаж рефрижераторных установок, но и их обслуживания. Сейчас как никогда важно еще на этапе выбора поставщика и модели установки оценить размер и разветвленность сервисной сети, сроки и уровень гарантийной поддержки».