С момента решения о запрете экспорта российских нефтепродуктов прошло 12 дней. За это время снижение оптовых цен составило примерно 20%. В рознице такого снижения пока не видно, и участники рынка не уверены, что оно вообще возможно
3 октября заместитель председателя правительства России Александр Новак на конференции клуба Валдай» сообщил журналистам о снижении биржевых цен на дизельное топливо с 21 сентября на 20%. Бензины на оптовом рынке тоже дешевеют. BFM-Новосибирск узнал у нефтетрейдеров, как изменятся ценники на розничном рынке.
После длительного и существенного роста цен на топливо, а также возникновения дефицита, российское правительство приняло решение временно ограничить экспорт бензина и дизеля. Уже через несколько дней владельцы некоторых сетевых АЗС заявили, что в рознице стало дешеветь дизтопливо. К 3 октября дизель на нескольких новосибирских заправках подешевел максимум на 1-2 рубля. Но многие заправки цены вообще не меняли. Участники рынка называют это объяснимым и предсказуемым явлением.
«Не надо забывать, что оптовые цены в 2023 году выросли очень сильно, в рознице рост такого роста не было. Многие АЗС сдерживали рост себе в убыток, – рассказал BFM-Новосибирск президент ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Сергей Лацких. – Так долго работать невозможно: заправки требуют обслуживания, модернизации, людям надо платить заработную плату. Вплоть до прошлой недели компании покупали дизтопливо и бензин по высоким оптовым ценам и именно им торгуют. К тому же проблема дефицита до конца не решена, есть еще проблемы. Поэтому в рознице топливо быстро не подешевеет. В течение ближайших двух недель, я считаю, можно ждать стабилизации цен и их снижения. Но ждать, что бензин подешевеет на 20% или более и к тому же сразу, представляется неверным. Кроме того, надо понимать, что ограничение запрета на экспорт это временное решение. Экспорт нефтепродуктов стране нужен, потому что это доходы бюджета. Вопрос: на каких условиях он возобновится, и что тогда будет с ценами. Сейчас на уровне правительства, профильных министерств решается эта задача. Думаю, что до конца года появится какая-то новая модель, новые правила для топливного рынка. От этого и будет зависеть дальнейшее формирование цены».
В разговоре с BFM-Новосибирск представители нескольких региональных компаний указывают на проблему дисбаланса оптовых и биржевых цен: заправки не могли себе позволить переписывать ценники вслед за каждым повышением цен на бирже, потому что это вызывает определенную социальную реакцию. Но в итоге это все равно произошло и потребовало вмешательство президента и правительства. Если смотреть данные Новосибирскстата о еженедельных средних ценах на дизельное топливо и бензины, то в Новосибирской области картина такая: в январе 2023 года литр ДТ стоил 62,51 рубля, в сентябре – 68,81 рубля, литр бензина АИ-95 в январе стоил 49,02 рубля, в сентябре – 57,91 рубля.
Ранее BFM-Новосибирск рассказывал о том, что ЦБ сообщил об ускорении инфляции в Новосибирской области до 4,5%.