В связи с санкциями получатели грузов за рубежом и российские грузоотправители отдают предпочтение при фрахтовании судов иностранным флагам и иностранным судовладельцам, что приводит к потерям доходов российских судоходных компаний и значительному снижению поступлений налогов в российский бюджет.
Это вызывает риски банкротства российских судоходных компаний и утраты страной торгового флота. В этой связи в правительстве предложили создать механизм, защищающий российских грузовладельцев и судовладельцев при возникновении внешних неблагоприятных условий. Речь идет об условиях для приоритетного использования судов, плавающих под российским флагом для вывоза из морских портов грузов, перечень которых будет устанавливать кабмин.
Согласно законопроекту, опубликованному в электронной базе Госдумы, информационную систему вывоза грузов из морских портов будет обеспечивать Росморречфлот. В ней отправители грузов российскими судами будут размещать заявки, а судовладельцы — предложения. Контроль за исполнением требования о приоритетном использовании российских судов будет осуществлять капитан морского порта.