Ситуация с обеспечением российских сельхозпроизводителей горюче-смазочными материалами (ГСМ) начала постепенно улучшаться. Как пишет ТАСС, об этом на XXV российской агропромышленной выставке «Золотая осень – 2023» в Москве рассказал замминистра сельского хозяйства Андрей Разин.
По его словам, серьёзные решения, принятые российскими властями, уже начали стабилизировать рынок. Он отметил постепенное увеличение объёмов поставок. Замминистра заявил, что аграриям нужно выходить на прямые контракты с нефтепереработчиками и с внешними поставщиками топлива. Он считает, что это позволит гарантировать нужные объёмы и иметь точную картину, что происходит с ценообразованием.
Что касается последнего, то Разин также отметил откат в сторону снижения цен на различные виды бензина и дизельного топлива. Пока что она не вернулась на уровень середины лета, когда была наиболее минимальной за последний период, отметил замминистра. Однако он надеется, что с учётом комплекса уже принятых мер ситуация в этом плане тоже нормализуется.
Проблема с бензином и дизельным топливом в стране начала наблюдаться ещё с начала лета, когда эта продукция в несколько раз подорожала до рекордного уровня. А в августе и вовсе стали наблюдаться перебои с его поставками. На проблему, в частности, пожаловались сельхозпроизводители из пяти крупных южных аграрных регионов – Астраханской и Волгоградской областей, а также Калмыкии, Кубани и Крыма. Затем дефицит горючего стал наблюдаться в других южных регионах, а также Новосибирской, Рязанской и Саратовской областях.
22 августа в министерстве энергетики это проблему объяснили сложностями с доставками продукции на юг из-за туристического сезона. Однако против этого говорит то, что в сентябре, когда этот сезон завершился, ситуация не изменилась, а проблемы стали наблюдаться и за пределами юга. Правительство вместе с Минэнерго и другими ответственными ведомствами, а также с РЖД занялись урегулированием ситуации. Вместе они приняли ряд мер против создания искусственного дефицита, связанного с умышленным закрытием автозаправок, а также серого экспорта.
В частности, они увеличили нормативы поставок автомобильного бензина и дизельного топлива на биржу, договорились с нефтяными компаниями по поводу поставок топлива для аграриев и наладили ежедневный мониторинг этого процесса, а также ввели ограничения на экспорт нефтепродуктов. Недавно были предприняты и дополнительные меры.