← Автомобильные грузоперевозки

На Дальнем Востоке хотят изменить методику расчёта размера вреда, наносимого дорогам большегрузами

В прокуратуре Магаданской области состоялось межведомственное совещание по вопросам осуществления грузоперевозок с использованием тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. По инициативе прокурора Колымы Дмитрия Разуваева актуальные вопросы в этой сфере собрались обсудить представители бизнес-сообщества, руководители региональных министерств, правоохранительных и контрольных органов. В совещании приняли участие первый заместитель Председателя Магаданской областной Думы, глава Ассоциации недропользователей региона Александр Басанский и депутат заксобрания, представитель Магаданской дорожной компании Евгений Салтанов.

Одна из проблем, поднятых на совещании, касалась состояния моста через ручей Михалыч на автомобильной дороге "Колыма" Якутск — Магадан в районе поселка Уптар: ранее были обнаружены опасные дефекты, которые влияют на режим эксплуатации мостового сооружения. Состояние моста оценено как предаварийное. Как отметила начальник отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области Зарина Ткаченко, ненадлежащее техническое состояние мостового перехода и отсутствие временных объездных путей создало реальную угрозу безопасности дорожного движения, а также возникновения чрезвычайной ситуации в случае его разрушения, поскольку мост является единственным транспортным сообщением между Магаданом и районами области.

Пока не был организован объездной путь, действовали ограничения нагрузки на мост и запрет на выдачу специальных разрешений для движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Получение спецразрешений или замена автотранспорта на более легкий влечет увеличение стоимости грузоперевозок, что ведет и к повышению стоимости товаров и услуг для конечного потребителя.

Как сообщил на совещании директор филиала в г. Магадане ФКУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" Евгений Косицин, с 6 октября организован объездной путь.

В развитие темы первый заместитель Председателя Магаданской областной Думы Александр Басанский предложил создать рабочую группу для разработки предложений Правительству РФ по совершенствованию федеральной методики расчета размера вреда, причиняемого автодорогам тяжеловесными транспортными средствами. Плата рассчитывается, исходя из допустимых массы и нагрузки на ось транспортного средства, протяженности маршрута и базового компенсационного индекса текущего года, и не учитывает региональной специфики.

— Методика расчета едина для всех субъектов РФ. Расценки завышены. Автовладельцы платят и транспортный налог, и вносят дополнительные платежи за причиняемый дорогам вред. Мы, наши соседи в Якутии платят за пользование грунтовыми дорогами, как за асфальт. Уверен, если сумма будет разумной, владельцы транспортных средств будут добросовестно платить за превышение допустимой массы автотранспорта, — выступил Александр Басанский.

Согласился с вице-спикером заксобрания и прокурор Магаданской области Дмитрий Разуваев: "Методика действительно не учитывает специфику субъекта. Трасса "Колыма" — исключительная трасса, которая не имеет промежуточных перевалочных пунктов — железных дорог и так далее. Возникает так называемое "плечо" перевозки, в котором заложена вся сумма".

Также на совещании было отмечено, что на размер платы за вред, причиняемый региональным автодорогам, влияет Правительство Магаданской области. Соответствующие предложения также разработает рабочая группа.

Напомним, вопрос необходимости изменения параметров, которые применяются при исчислении размера вреда автомобильным дорогам от большегрузов, Магаданская областная Дума поднимает на различных площадках с 2016 года. Обращения в Правительство РФ направлялись от колымского парламента, Парламентской Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье", Комиссии Совета законодателей РФ по вопросам экономической и промышленной политики. Как отмечал Председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов, представляя позицию дальневосточников, "в утвержденных методиках основу составляют допустимая масса, которая не должна превышать 40-44 тонны, и нагрузка на ось транспортного средства, а масса подавляющего большинства грузовых автопоездов в Магаданской области превышает предельные значения и вместе с грузом составляет 55-57 тонн, что экономически целесообразно в условиях Крайнего Севера". В результате автопредприятия вынуждены оплачивать вред автомобильным дорогам в размере, превышающем рыночную стоимость самой услуги. В 2020 году замечания были учтены частично, но только на зимний период.