Компания "Норильский никель" столкнулась с проблемами в логистике, которые привели к утечке миллиардов рублей. Вице-президент компании по продажам и сбыту, Антон Берлин, заявил, что стоимость доставки грузов выросла в два-три раза, а сроки нахождения продукции в пути также увеличились. Одной из причин такого роста является отказ европейских транспортных компаний работать с российскими контрагентами.
По словам господина Берлина, доставка морским транспортом, особенно в Азию, стала особенно чувствительной, так как судно идет до Китая более двух месяцев. Северный морской путь пока не настолько доступен, поэтому компания вынуждена искать альтернативные маршруты.
Несмотря на то, что цены на логистику снизились во всем мире, "Норильский никель" столкнулся с удорожанием логистики и организационными дисбалансами. Компания вынуждена переориентировать свои продажи на Азию, что приводит к потере прибыли из-за высокой стоимости доставки.
Также отмечается, что мировое падение цен на металлы сократило выручку компании на 20% до $7,2 млрд, а чистая прибыль упала в пять раз до $1,1 млрд за первое полугодие 2023 года.
Одной из компаний-подрядчиков "Норильского никеля" является АО Енисейское речное пароходство, которая занимается доставкой грузов по воде. Несмотря на небольшие объемы перевозок, компания повышает стоимость перевозок и активно наращивает прибыль. Так, стоимость доставки грузов ЕРП составляет около двух с половиной тысяч рублей за тонну, что в несколько раз выше цены доставки в Китае.
Монопольное положение транспортного блока "Норильского никеля" также отражается в финансовых отчетах компаний-подрядчиков. Например, ЕРП за 2022 год увеличило прибыль на 2572% до 686 млн рублей, а выручка выросла на 47% до 7,6 млрд рублей.
Некоторые компании-подрядчики "Норильского никеля" увеличили свою прибыль и выручку. Например, "Лесосибирский порт" нарастил прибыль на 51% и увеличил выручку на 31%. Также Красноярский речной порт увеличил прибыль на 124% и выручку на 1%.
В связи с этим, стоит обратить внимание на транспортные активы "Норильского никеля". Компания владеет флотом контейнеровозов ледового класса, стоимость каждого из которых составляет около 100 млн долларов. В сравнении с другими компаниями, такими как Maersk, стоимость флота "Норильского никеля" кажется чрезмерной.
Из-за высокой стоимости доставки и организационные дисбалансы приводят к утечке миллиардов рублей у компании "Норильский никель". Возможно, необходимо пересмотреть инвестиции в транспортные активы и найти более экономически выгодные способы доставки грузов.