Проблема грузоперевозок остается напряженной, снижая эффективность работы предприятий в Казахстане. Как отметил сегодня на заседании в Сенате депутат Закиржан Кузиев, транспортные расходы предприятий занимают 30% в стоимости выпускаемой продукции, учитывая затраты на доставку сырья и перевозку готовой продукции. Однако с начала августа казахстанские грузоотправители получают отказ от КТЖ в согласовании основных и дополнительных планов перевозок, ссылаясь на нехватку тепловозов и загруженность магистральных путей. Результатом стало более тысячи вагонов, брошенных на подъездных путях.
Вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев в свою очередь отметил, что сейчас большинство железнодорожных пунктов пропуска на границах РК работают на пределе возможностей. Поэтому реализуются планы по их расширению.
«С Китаем у нас при мощности перевозок 28 млн тонн, на сегодня загруженность - около 26 млн. Поэтому принимаемые меры по расширению станции Алтынколь и развитию станции Достык направлены на увеличение возможности перевозок. Такая же проблема есть в направлении Узбекистана: при мощности 30 млн на сегодняшний день около 30 млн грузов возится. Есть некоторые запасы в направлении России, Ирана и через Средний коридор. Но эти все ограничения оказывают трудности в перевозках. В этой связи на границе с Китаем запланированы новые пункты перехода, предусматриваются работы по увеличению пропускной способности станций», - сказал Сатжан Аблалиев.
Кроме того, по его словам, КТЖ ведет закуп новых локомотивов и вагонов. На сегодняшний день в целом вагонный парк в Казахстане включает около 135 тыс. единиц, из них 38 тыс. вагонов принадлежат КТЖ, остальные - в конкурентной среде. В железнодорожной перевозке в РК участвуют около 300 предприятий, которые ежегодно приобретают около 3 тыс. вагонов. КТЖ также до 2025 года планирует закупить около 3 тыс. вагонов.
«Все эти меры обеспечат улучшение ситуации в объеме перевозок грузов», - сказал Сатжан Аблалиев.
Вместе с тем спикер Сената Маулен Ашимбаев подчеркнул, что вопросов по железнодорожным перевозкам возникает много, ранее уже был направлен ряд депутатских запросов на данную тему. Поэтому Парламент будет держать ситуацию на контроле до ее разрешения.
«Наш сегодняшний разговор не нужно воспринимать так, что вы просто дали информацию и дальше вышли и занимаетесь другими делами. Воспринимайте сегодняшний разговор как то, что депутаты выражают озабоченность состоянием предприятий (грузоотправителей) и проблемами, с которыми они сталкиваются. Поэтому нам надо будет этой проблемой заниматься, и, возможно, нам нужно будет отдельно эту тему вынести на заседание. Пригласим министра, заслушаем руководство КТЖ, и нам нужно будет более детально проговорить все эти вопросы. Поэтому просьба подготовиться к такой встрече в Сенате», - обратился Маулен Ашимбаев к вице-министру транспорта.