В условиях ужесточения нормативов по выбросам, Европа наращивает импорт биодизеля из Китая. По данным нового отчета экологической организации Transport & Environment (T&E), в 2022 году на поставки из Китая пришлось 21% совокупного импорта биодизеля в Европу – это в 3 раза больше, чем в 2017-м. В текущем году объемы импорта превысили уровень прошлого года уже по итогам первого полугодия.
Европа, с одной стороны, стремится увеличить долю биотоплива в потребляемой энергии с целью сократить совокупный ущерб для окружающей среды. С другой, у биотоплива есть большой недостаток, который заключается в том, что оно, в основном, производится из растительных масел, таких как соевое, кукурузное, пальмовое. Таким образом, это производство конкурирует за воду и агроресурсы с выращиваемыми для производства продуктов питания культурами, а законодательные стимулы толкают вверх спрос на биотопливо, что ускоряет процесс уничтожения лесов и дикой природы.
Официальная методика расчёта выбросов в соответствии с Директивой ЕС по возобновляемым источникам энергии включает выбросы в процессе выращивания и сбора урожая, переработки, транспортировки и дистрибуции, однако не учитывает косвенного ущерба, например, от вырубки лесов и деградации почвенного слоя. Учет этих факторов увеличил бы официальные показатели по выбросам при использовании биотоплива в 5 раз, согласно исследованию Transport & Environment 2016 года.
В этой связи Европа создает стимулы для использования отходов, таких как отработанное растительное масло, для производства биотоплива. В результате доля биотоплива, получаемого непосредственно из сельскохозяйственного сырья, сократилась к 2022 году до 60% по сравнению с более 90% в 2010-м, и соответственно, до 30% – в 11 раз – выросло за этот период потребление биодизеля, получаемого из отходов.
Европа потребляет примерно на 15% больше биотоплива, чем производит. И по мере роста спроса растет зависимость от импорта. Раньше биодизель импортировался преимущественно из Аргентины, Индонезии и Малайзии: в 2018 году на эти страны приходилось 50%, 24% и 13% европейского импорта биодизеля соответственно. При этом Индонезия и Малайзия являются крупнейшими производителями биодизеля на основе пальмового масла, а Аргентина – соевого. Таким образом, в структуре европейского потребления преобладал биодизель, производимый из этих видов сырья.
Увеличение доли топлива, произведенного на основе использованного пищевого растительного масла, дал растущий импорт из Китая. В прошлом году на поставки из Китая пришлось 21% совокупного импорта биодизеля в Европу, при этом в структуре поставок топлива, производимого из переработанных отходов, в т.ч. отработанного пищевого масла, доля Китая составляет около 80%. Китай декларирует экспортируемое биотопливо как произведенное на основе отходов. Однако, данные целого ряда расследований показывают, что значительный объем этих поставок на самом деле является продуктом переработки пальмового масла.
T&E сообщает, что правительства ряда стран, в том числе Германии и Ирландии, уже начали расследования в отношении происхождения сырья для производства биотоплива, поставляемого в Европу. Они подозревают, что в условиях резкого роста цен на экологичное топливо, соответствующее ужесточающимся нормативам, поставщики маркируют топливо на основе растительных масел, прежде всего пальмового, как произведенное из пищевых отходов. ЕК также намерена открыть расследование в отношении импорта биодизеля из Индонезии, поставляемого с целью минимизации налогов и выплат через Китай и Великобританию.