В России нашли способ десятикратного увеличения срока службы элементов автомобилей. Это возможно благодаря новому методу снижения трения и износа в подшипниках скольжения. Подробностями поделилась пресс-служба Уральского федерального университета (Екатеринбург).
Учёные предложили инновационную технологию нанесения на автокомпоненты сверхтвёрдых керамических покрытий. Основным недостатком подшипников скольжения исследователи назвали необходимость смазки, и их задачей было продемонстрировать постоянную эффективность муфты подшипника при работе без неё.
Стальные валы после испытаний на трение. Слева — после испытаний со смазкой, справа — без смазки. Фото: Scientific Reports
Стальные валы в подшипниках в местах контакта с бронзовыми втулками были легированы оксидом висмута различных концентраций. Для введения висмута в поверхностные слои стальных валов применили технологию высокоэнергетической короткоимпульсной лазерной наплавки.
Испытания на реальном оборудовании показали, что при нанесении сверхтвёрдого керамического покрытия термостойкость детали клапана двигателя внутреннего сгорания сохраняется до температуры 1 000 °C, сопротивление окислительному и абразивному изнашиванию увеличивается на 480%, а срок службы деталей — в 10 раз. Ресурс вала гидромотора при применении новой технологии вырос на 30%, стойкость пуансонов для изготовления полимерных трубопроводов — в 100 раз, а производительность процесса — почти наполовину, сообщили в учреждении.
Планируется, что новая технология будет внедрена на российских предприятиях, заинтересованных в её использовании.