Президент Беларуси Александр Лукашенко 9 апреля на совещании о состоянии и задачах развития промышленности обозначил ряд негативных тенденций в отрасли. Одна из них заключается в том, что внутренний рынок отдаем конкурентам.
Президент отметил:
– Несмотря на наличие широкой линейки отечественной техники, до сих пор закупаем импортные аналоги. И это не единичные случаи. В прошлом году только тракторов приобрели более 1000 – это 40 миллионов долларов. Проводим модернизацию подшипникового завода. Качество продукции сегодня сопоставимо с продукцией мировых лидеров. Однако высокие затраты на производство не позволяют конкурировать по цене в тендерных закупках даже на конвейеры белорусских машиностроительных предприятий. Забываем простую истину: скупой платит дважды. Можно сэкономить копейки на стоимости подшипника и потерять тысячи от простоя техники из-за его замены. Хочу услышать, какие меры принимаются по защите внутреннего рынка. Что конкретно сделано и делается?
Следствием обозначенных негативных тенденций стали проблемы с реализацией, подчеркнул Александр Лукашенко:
– Склады трещат от готовой продукции. Складские запасы за 2023 год выросли почти на четверть (на 350 миллионов рублей, или на 23 процента). А сколько техники находится на площадках у дилеров, которые для многих стали дополнительным складом за рубежом? За эту ширму в очередной раз никому спрятаться не получится. И опять приходится говорить об МТЗ. На складах его торговых домов почти 6,5 тысячи единиц техники. Более чем двухмесячный объем производства. Вот и объемы производства, и ваш экспорт.
При этом, добавил Президент, по информации Комитета государственного контроля, значительное число субъектов товаропроводящих сетей вообще не принимают участия в реализации продукции, а ее стоимость при продажах через эти сети значительно возрастает:
– Так, при реализации в Российскую Федерацию по схеме «производитель – генеральный импортер – дистрибьютор – дилер – конечный потребитель» стоимость фронтальных погрузчиков «АМКОДОР» увеличивается в цене более чем на 50 процентов, грузовой и пассажирской техники МАЗ – на 20 процентов. Ну и как тут конкурировать?