← Логистика, грузы

"КТЖ - Грузовые перевозки" лишат функций оператора магистральной железнодорожной сети

Министерство транспорта РК вынесло на обсуждение проект Программы развития железнодорожного транспорта до 2029 года. Планируется провести реструктуризацию «Қазақстан темір жолы» с созданием оператора магистральной железнодорожной сети (ОМЖС). Данный оператор будет выведен в самостоятельное юридическое лицо, не связанное с отношениями владения им компанией «КТЖ – Грузовые перевозки».

«В отрасли будет действовать национальный перевозчик грузов, национальный перевозчик пассажиров и независимые перевозчики. Национальные перевозчики (грузовой и пассажирский) будут входить в состав холдинговой структуры АО «НК «Қазақстан темір жолы» наряду с компанией – оператором МЖС», - говорится в документе.

Планируется функции по управлению транспортировкой (организации поездов и управлению подвижным составом) передать «КТЖ-ГП» и другим перевозчикам, а функции по управлению трафиком (пропуску поездов по магистральной железнодорожной сети) – в ОМЖС.

Реструктуризация КТЖ путем выделения ОМЖС в самостоятельное юридическое лицо планируется во втором квартале 2025 года. В этот же период запланировано внесение изменений в закон о железнодорожном транспорте с целью:

  • устранения барьеров, ограничивающих доступ, частные инвестиции и развитие конкуренции на внутриреспубликанском рынке грузовых и пассажирских перевозок;
  • урегулирование вопросов осуществления трансграничных грузовых перевозок;
  • выведения станционных путей из определения МЖС;
  • установления обязательных требований по проведению грузоотправителями/экспедиторами, аффилированными с частными перевозчиками, конкурсов на закуп услуг грузовых перевозок;
  • установления требований для выдачи лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуг грузовых ж/д перевозок резидентства РК для конечных бенефициаров лицензируемого юридического лица.

Кроме того, программа предполагает создание механизма финансирования капитальных вложений в железнодорожную инфраструктуру за счет средств республиканского бюджета, а также привлечение частных инвестиций на рынок грузовых перевозок.