Консорциум Blue Visby предлагает способ значительно сократить выбросы CO2 и расход топлива на грузовых судах по всему миру. Секрет прост: вместо того, чтобы идти на максимальной скорости, а затем ждать на якоре, суда снижают скорость на пути к порту, прибывая точно в срок. Инновация заключается в изменении подхода к управлению судами, не требуя при этом их модификации. Более медленное движение снижает гидродинамическое сопротивление, что уменьшает потребление топлива и, соответственно, выбросы. При этом время доставки груза остается неизменным. Во время испытаний два судна, используя подход Blue Visby, продемонстрировали среднее снижение выбросов CO2 на 17,3%. Коммерческое внедрение решения планируется уже в этом году.
Морской транспорт является чрезвычайно эффективным способом перевозки больших объемов грузов по всему миру. Однако на его долю приходится 3% глобальных антропогенных выбросов CO2. Из-за уникальных требований к энергопотреблению дальнемагистральных грузовых судов их декарбонизация представляет особую сложность. В разработке находятся всевозможные технологические решения: силовые установки на водороде, зеленом аммиаке и метаноле; роторные паруса Флеттнера; генераторы качки. Даже наблюдается возвращение к гигантским парусам, а также разрабатываются огромные автономные воздушные змеи, предназначенные для буксировки судов и экономии топлива.
Вот что делает решение Blue Visby таким привлекательным: суда вообще не нужно модифицировать, достаточно просто изменить подход к их управлению. По данным команды Blue Visby, большинство грузовых судов следуют операционной практике, известной как «плыви быстро, затем жди» (sail fast, then wait, SFTW). Это означает, что они идут максимально быстро от порта A до порта B, независимо от того, как выглядит расписание в пункте назначения. Прибыв туда, они стоят на месте и ждут на холостом ходу, продолжая сжигать топливо, пока не придет время пришвартоваться и загрузить/выгрузить груз. Решение Blue Visby, несмотря на необходимость глобального взаимодействия множества участников (судоходные компании, порты и т. д.), по сути, невероятно простое. Оно заключается в том, чтобы корабли замедляли ход, благодаря чему они будут прибывать в порт точно в срок.
Движение такого большого объема груза по воде на меньшей скорости значительно снижает гидродинамическое сопротивление. В результате двигатели потребляют гораздо меньше топлива, что приводит к соответствующему сокращению выбросов. При этом скорость доставки груза остается абсолютно неизменной, поскольку суда по-прежнему загружаются и разгружаются в то же самое время.
Команда Blue Visby изучила движение 3651 судна Panamax, совершившего 20 580 рейсов в 2022 году, и подсчитала, что эта корректировка расписания сократит выбросы в среднем на 23,2%, не влияя при этом на все прочие результаты клиентов.
Но есть данные на более широких выборках. В исследовании, проведенном членом консорциума Blue Visby, компанией NAPA, рассматривались 150 000 рейсов 13 000 грузовых судов за 2019 год. Исследование показало, что 87% рейсов могли бы снизить скорость в среднем всего на 1 узел (1,8 км/ч) и при этом прибыть в порт вовремя, сократив выбросы на 16%. Хотя эта цифра ниже, чем полученная в исследовании Panamax, ее влияние все равно было бы колоссальным.
Недавно завершились первые ходовые испытания решения Blue Visby. Два сухогруза Gerdt Oldendorff и Begonia отправились в рейсы в Австралию, используя все компоненты системы, включая программное обеспечение, технические и эксплуатационные решения. Первое судно зафиксировало предполагаемое сокращение выбросов CO2 на 28,2% по сравнению со стандартными скоростями. Второе добилось сокращения на 12,9%.
В среднем оба судна продемонстрировали снижение выбросов CO2 на 17,3%. Это более впечатляющий результат, чем можно было бы ожидать от использования огромных инновационных парусных систем.
Blue Visby стремится не только к экологичности, но и к созданию экономически выгодной модели для всех участников морских перевозок. Практика SFTW встроена в долгосрочные контракты между судоходными компаниями, клиентами, портами, докерами и множеством вспомогательных служб, задействованных в глобальной логистике. Иногда эти контракты даже предусматривают бонусы за скорость доставки. Поэтому Blue Visby разработал уникальную контрактную архитектуру, основанную на многостороннем механизме распределения выгод. Суть в том, что судовладельцы, фрахтователи и грузовладельцы совместно несут затраты, связанные, например, с более длительным морским переходом. При этом они делят все выгоды: экономию топлива и потенциальную финансовую компенсацию за снижение выбросов. Такой подход делает систему привлекательной для всех участников цепочки поставок. Первые морские испытания включали проверку этой системы распределения выгод.
Помимо сокращения расхода топлива и выбросов, экономии денег и соблюдения сроков, есть и другие преимущества. Без длительных периодов ожидания на якоре корпус корабля будет меньше загрязняться, что со временем еще больше повысит эффективность. Качество воздуха вблизи портов улучшится. Снижение скорости в море уменьшит подводный шум, а также риск столкновения с китами. Преимущества будут только расти по мере внедрения других технологий декарбонизации. Например, снижение скорости позволит не только сэкономить деньги на топливе, но и увеличить потенциальную дальность плавания на экологически чистых судах, когда они появятся.