Маркетплейсы поднимают стоимость своих услуг для продавцов. Эксперты называют это нормой, но предприниматели недовольны.
С 1 июня Ozon пересмотрел тарифы на хранение товаров, которые продаются слишком медленно.
Теперь за хранение на складах товаров с оборачиваемостью до 120 дней платить не нужно. За те, которые реализуются 121–180 дней, тариф вырос с 25 до 75 копеек за литр в день. Если же партия товара продаётся более 181 дня или из неё за последние 60 дней ни одной единицы товара не продано, стоимость хранения составит 1,5 рубля (вместо 50 копеек) в день за литр. Бесплатное размещение остаётся для super–товаров (цена и среднесуточный объём продаж которых не ниже 1 тыс. рублей), сезонных товаров, одежды, обуви, аксессуаров, белья, чулочно–носочных изделий и ювелирных изделий.
Кроме того, с 1 июня компания убрала правило, по которому стоимость размещения единицы товара в день не может превышать 50 рублей.
В компании уверяют, что изменения коснулись лишь 10% товаров. Однако в Сети можно встретить возмущённые комментарии селлеров, которые убеждены, что на самом деле всё обстоит ровно наоборот и теперь платить дороже приходится за большую часть товаров. "Об изменениях маркетплейс предупредил за 1,5 месяца, чтобы продавцы могли пересмотреть свой ассортимент и увеличить скорость продаж или вывезти непопулярные позиции. К сожалению, сейчас для популярных товаров порой не хватает мест — значит, клиенты не могут заказать то, что им действительно нужно", — говорят в пресс–службе Ozon.
Некоторое время назад тарифы на хранение повысил и Wildberries. При этом, как пояснили корреспонденту "ДП" в пресс–службе маркетплейса, продавцам дали возможность бессрочно зафиксировать тариф на хранение, который действовал в момент планирования конкретной поставки. "Стоимость логистики от склада до пункта выдачи также можно будет закрепить на 60 или 90 дней — в зависимости от категории товара. Тариф не изменится в течение 90 дней для одежды, обуви, одежды и аксессуаров для малышей и некоторых других категорий, если товары были привезены в срок. Для остальной продукции стоимость логистики будет заморожена на 60 дней", — рассказали там.
Эксперты рынка считают изменение тарифов вполне логичным. "В отличие от бесконечной виртуальной торговой полки, фулфилменты имеют ограничения по объёму хранения", — замечает президент Ассоциации компаний интернет–торговли Артём Соколов.
Стоит заметить, что склад маркетплейса не является обязательным местом хранения. Для этих целей предприниматели могут использовать и собственные складские помещения. Но в любом случае остаются другие статьи расходов — комиссия с продаж, плата за рекламу, штрафы и т. д.
"Значение имеют приоритеты маркетплейсов. Скажем, Ozon нужно выходить на безубыточность, и маркетплейс больше повышает тарифы. У Wildberries больший запас прочности по прибыльности — компания может дать стоимость хранения, по некоторым оценкам, в 10 раз меньшую, — указывает Сергей Семко, старший аналитик направления “Логистика” Data Insight. — Изменений такого рода для селлеров на маркетплейсах очень много — это главная проблема их взаимоотношений. Продавцы не могут планировать свою работу и финмодель на долгий срок".