Канадский стартап Waabi, который разрабатывает автономные грузовики, привлек 200 миллионов долларов. Спонсируют новый раунд инвестиций Nvidia, Volvo Group, Porsche, Uber. Команда начнет тестировать беспилотные грузовики в штате Техас в 2025 году. Это сподвигло нас рассказать о куда более интересной ситуации в России, но обо всем по порядку.
Waabi скромно позиционирует свои технологии как прорывные. Разработанный ею искусственный интеллект способен рассуждать «по-человечески» и реагировать на любую ситуацию, которая может произойти на дороге, в том числе на ту, которую нейросеть прежде никогда не видела и не обрабатывала.
Стартап почти добился четвертого уровня автономного вождения — это означает, что водитель не нужен, если нет осадков и видимость хорошая. С пробками и с пешеходами, перебегающими дорогу в неположенном месте, на четвертом уровне автомобиль должен справиться сам.
Такой же уровень, например, у аналогичного проекта Volvo. Концерн недавно показал свой беспилотный грузовик, который создавался в течение трех лет вместе со стартапом Aurora. По сути это пробный шар, после его обкатки технологию автономного вождения планируют встраивать в другие грузовики Volvo.
Пока беспилотные грузовики на западе только выходят в публичное поле и неспешно готовятся к дорогам, в России все давно уже ездит и перевозит настоящие грузы. Петербургское НПО СтарЛайн запустило свой беспилотный тягач StarLine на трассе М-11 «Нева». К грузовику разработчики пришли не сразу — сначала пилотировали легковые беспилотные авто в нескольких городах страны, а в 2022-м адаптировали технологию под тягач.
Последние полгода он еженедельно доставляет грузы между двумя столицами. Авторы проекта рассказали, что пока это собственная продукция компании и заказы, изготовленные на производстве НПО СтарЛайн в Ленобласти. Команда ведет переговоры о беспилотных перевозках для сторонних клиентов, старт запланирован в ближайшие месяцы. На данный момент перевезено 270 тонн продукции.
Сейчас компания шлифует технологию под специфику высокоскоростной трассы, например, отрабатывает дальнюю детекцию, пояснил Илья Никифоров, руководитель проекта.
«Сберавтотех» с прошлого июня вывел беспилотные грузовики на ту же трассу М-11. Это не совпадение, конечно. Там введен экспериментальный правовой режим для проекта «Беспилотные логистические коридоры». Этот режим позволяет отработать технологию перевозки грузов без участия человека.
«Камаз» присоединился к этому же эксперименту в прошлом году, сейчас по трассе курсирует шесть грузовиков этого производителя. Пока, насколько известно, в кабинах остаются для контроля ситуации водители-испытатели. Поездки без них начнутся не раньше 2025 года.
Из западных проектов, которые удалось потестировать на дорогах, можно отметить разве что парочку. Например, беспилотный грузовик Daimler долго колесил по дорогам штата Вирджиния, но грузы не доставлял. Компания ориентируется на запуск грузоперевозок в 2027 году на юго-западе США. MAN тоже обкатывал свою беспилотную фуру в Германии и вроде бы успешно, но решил снова вернуться к работе над технологией и отложил доставку грузов до 2030 года.