Новый пакет санкций расширил запрет на доставку товаров из Беларуси в Евросоюз с использованием грузовиков, прицепов и полуприцепов, которые зарегистрированы в Республике Беларусь. При этом не имеет значения, какую государственную регистрацию имеет тягач в составе автопоезда.
Регламентом, принятым руководством Евросоюза 29 июня (2024/1865), из числа транспортных компаний исключены предприятия, специализирующиеся на грузоперевозках и имеющие не менее 25% белорусского капитала в любой форме (в собственности юридических или физических лиц).
Причем коснется это не только трансграничных перевозок в Беларусь, но и транспортной логистики и транзита внутри самого Евросоюза. Фактически, чтобы продолжать работу, компании с белорусским капиалом будут вынуждены либо уйти с рынка, либо уменьшить свою долю до установленной допустимой границы в 25%.
Итак, в ЕЭС запретили:
- использовать прицепы и полуприцепы, зарегистрированные в Беларуси, которые буксируют тягачи, зарегистрированные в других государствах;
- присваивать статус перевозчика ЕЭС любому юрлицу, в уставном фонде которого 25 и более процентов белорусского капитала;
- со 2 августа 2024 года вне закона будут все транспортные компании, созданные после 8 апреля 2022 года с не менее чем 25% белорусских инвестиций.
Все организации, попадающие в эту категорию, обязаны по первому требованию предоставлять в уполномоченные органы информацию о структуре собственности. Но есть нюанс: правило не действует в отношении собственности граждан Беларуси, имеющих двойное гражданство (одно из которых – страны Евросоюза) или вид на жительство одной из стран ЕЭС.
В первом квартале 2023 года только в Польше было зарегистрировано 110 транспортных компаний с белорусским капиталом. Еще тогда европейские перевозчики инициировали пакет санкций, запрещающих таким компаниям грузоперевозки в странах ЕЭС.
Также Регламентом запрещен экспорт в Беларусь всех так называемых технологий двойного назначения и введены дополнительные ограничения на экспорт и транзит тех товаров, которые, как говорится в документе, могут способствовать развитию белорусского промышленного потенциала, а также товаров и технологий морского судоходства и предметов роскоши.
Ограничен и импорт из Беларуси. В санкционный список включены прямой и косвенный импорт в ЕЭС природных и синтетических алмазов, ювелирных изделий с бриллиантами и минеральных продуктов (в том числе удобрений). Еще в число ограничений включены бухгалтерские, финансовые, консалтинговые, архитектурные и инженерные научно-технические услуги, которые теперь компании ЕЭС осуществлять не смогут.
Регламентом запрещен импорт в ЕЭС товаров, которые позволят Беларуси диверсифицировать источники доходов — а сюда попадает практически любая промышленная продукция белорусского производства.
А вот с сырой нефтью ситуация очень интересная: экспортировать в Беларусь товары и технологии для переработки нефти нельзя, а вот получать транзитом по трубопроводу через территорию Беларуси российскую нефть ЕЭС не против.