Количество переданных в эксплуатацию новых контейнерных судов в январе-июне 2024 года составило 264 ед. общей вместимостью 1,6 млн TEU. Грузовместимость флота контейнеровозов за счет введенных судов возросла до 29,5 млн TEU. Показатель увеличился по сравнению с первым полугодием 2023 года на 11%, что стало самым быстрым приростом за последние 15 лет, говорится в материале BIMCO.
Быстрее всего росла грузовместимость в сегменте контейнеровозов с 12-17 тыс. TEU, доля которого достигла 22% в международном флоте. Совокупная вместимость в этом сегменте выросла на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и на него пришлась почти половина от общего прироста мощностей. Эксперты предполагают, что этот сегмент контейнеровозов будет преобладать в ближайшие годы в общем тоннаже мирового флота.
Более крупные суда в сегменте более 17 тыс. TEU, которые доминировали в росте в 2015-2021 годах, сегодня составляют 17% грузовместимости в портфеле заказов на контейнеровозы. Эксперты BIMCO считают, что внимание судовладельцев очевидно сместилось с более крупных судов, поскольку их операционная деятельность ограничена портами Азии и Европы, а 212 судов, уже находящихся в эксплуатации, охватывают большую часть этих маршрутов.
Всего с начала 2024 года судовладельцы разместили заказы на строительство 63 контейнеровозов общей вместимостью 400 тыс. TEU. Сейчас в портфелях верфей есть заказы со сроком передачи судов в 2028 году. С 2025 по 2027 год ожидается передача заказчикам ежегодно в среднем 1,5 млн TEU.
BIMCO прогнозирует, что в конце третьего квартала 2024 года грузовместимость контейнерного флота впервые превысит 30 млн TEU и к концу текущего года достигнет 30,5 млн TEU. Портфель заказов пополнится еще на 4,3 млн TEU к концу 2027 года.
Высокий спрос на контейнерные суда из-за роста грузоперевозок и изменения маршрута контейнерных линий в обход Красного моря также сказался на низком уровне переработки на металлолом: только 36 контейнеровозов вместимостью 51 тыс. TEU были отправлены на утилизацию. Однако аналитики из BIMCO считают, что рост объема контейнерных грузов вряд ли будет совпадать с наращиванием мощностей, поэтому утилизация судов на металлолом увеличится, что сдержит общий рост мирового контейнерного флота. К тому же, в случае восстановления привычного маршрута через Суэцкий канал и Красное море, спрос на строительство новых судов скорее всего упадет.