В этом году на российском рынке работали 1000 латвийских перевозчиков, или более чем пятая часть от общего числа, рассказали в Автотранспортной дирекции. В конце прошлого года ответственные министерства Латвии и России обменялись разрешениями на международные грузовые перевозки. Латвия получила четверть годовой квоты, или 28 500 разрешений, что как минимум в полтора раза меньше, чем в прошлом году. В этом году перевозчикам уже выданы все лицензии.
Одно разрешение стоит около 12 евро. Это означает, что латвийские грузоперевозчики заплатили за разрешения в Россию более 330 тысяч евро. Хотя лицензия действительна в течение всего года, она все же является разовой.
Разрешения у большинства коммерсантов, выданные ранее, уже истекли, но новые Минсообщения у России не запрашивает.
Среди стран Балтии Латвия — единственная, которая этого не делает, поэтому детское питание, лекарства, алкоголь и другие товары, производимые в Латвии и не попавшие в санкционные списки, в Россию, по наблюдению Латвийской национальной ассоциации экспедиторов и логистики, продолжают ввозить компании из соседних стран.
По данным латвийских СМИ, министр сообщения Каспарс Бришкенс ("Прогрессивные") категорически не желает давать зеленый свет на получение разрешений. Сам он комментариев на этот счет не дает.
Советник министра Янис Мейранс заявил, что Латвия не будет просить у РФ разрешений из-за ситуации на Украине.
"Мне кажется, позиция правительства была последовательной: эти экономические отношения с Россией нужно прекратить. Мы над этим работаем. Ясно, что транспортной отрасли сложно приспособиться, но большинство перевозчиков уже начали это делать — кто успешнее, кто менее успешно, но мы видим, что объемы, которые мы перевозим, сокращаются, и есть предприятия, которые осваивают новые рынки, более безопасные — в Евросоюзе, странах НАТО", — сказал он.
Пострадавшие — автоперевозчики, но в объединении Latvijas auto не пожелали комментировать проблему, заявив, что там пытаются решить ситуацию самостоятельно. В противном случае это затронет десятки тысяч работников не только транспортной сферы, но и тех, кто с ней связан, считают в ассоциации.
Например, одна из крупнейших латвийских компаний по грузоперевозкам признала, что отрасли угрожает катастрофа, поскольку невозможно без разрешений на транзит через Россию доставить грузы в страны Средней Азии. Чтобы попасть в Среднюю Азию, многие перевозчики также ездят через Турцию, но это не так-то просто.
В Минсообщения как временную альтернативу для латвийских перевозчиков упомянули многосторонние разрешения Европейской конференции министров транспорта. Часть таких разрешений доступна для перевозки товаров в Россию, в этой системе Россия для всех стран установила ограничения числа поездок.