После 2022 года танк-контейнерный рынок менял свои очертания – в том числе уходили иностранные собственники. Но сегодня можно говорить об остановке больших изменений внутри рынка, говорит руководитель аналитического агентства Tank Container World Кирилл Болтаев.
«Рост российского танк-контейнерного рынка продолжился в 2023 году. В целом по рынку можно говорить о значениях в 9–12%. Прежде всего это было обусловлено обнулением таможенной пошлины и опасением в скором ограничении на валютные переводы», – прокомментировал эксперт. По его данным, парк крупных иностранных собственников - Exsif, Eurotainer – был продан российским инвестиционным группам. В том числе благодаря этому рост показал один из лидеров российского танк-контейнерного рынка – компания «Инфотек-Балтика М», которая приобрела, по информации агентства, 5000 единиц парка Exsif. Также примета времени – основные российские собственники парка (операторы) начали размещать прямые заказы у китайских производителей, замещая тем самым западных игроков.
В целом среди лидеров сегодня, согласно данным Tank Container World, все тот же «Инфотек-Балтика М» (10 500 единиц, данные TCW) и Спецтрансгарант (7500 единиц).
Основные игроки не меняются, но есть и собственники танк-контейнерных парков, которым удалось существенно нарастить его за последнее время. Среди успешных кейсов эксперт назвал «Химресурс», который увеличил парк до 2500 единиц (рост парка в 5 раз). «Раньше они занимались перевозками, в том числе перевозили собственный груз. Сейчас концентрируются на развитии сдачи в аренду своего парка», – уточнил К. Болтаев.
Рынок танк-контейнеров продолжит расти. Среди драйверов роста к 2030 году К. Болтаев выделяет замещение танк-контейнерами подлежащих списанию вагонов-цистерн, которые сейчас находятся на рынке: «До 2030 года будет списано 10 тысяч цистерн – химических, специализированных, но заводы заявляют, что к этому периоду они покроют только объем в 4000 цистерн. То есть 6000 цистерн нужно будет замещать танк-контейнерами. Это даст возможность дальнейшему увеличению данного рынка и увеличению парка танк-контейнеров на российском рынке». Среди других драйверов: прирост грузовой базы из-за развития производства, контейнеризация для получения тарифных эффектов, развитие мультимодальных перевозок, частично – нишевые проекты, хотя немногие из них пока можно назвать полезными рынку.