В Актюбинской области завершается ремонт дороги «Актобе-Кандыагаш», сообщает «24KZ». Этот участок – часть масштабного проекта по реконструкции транспортного коридора «Актобе-Атырау-граница Российской Федерации». До конца года работы планируют завершить и открыть трассу.
Ещё несколько лет назад дорога по направлению из Актобе в Кандыагаш была вся в ямах и ухабах. Ездить по ней опасно, говорят жители близлежащих населённых пунктов. Поэтому ремонта трассы ждали давно. К её реконструкции приступили в 2021 году.
- Я работала в Алге, в центральной райбольнице, в отделении хирургии. На этом участке между Алгой и Кандыагашем часто аварии случались. Всех пострадавших к нам привозили. Всё из-за проблемной дороги.
- Я живу в селе Тамды. Часто езжу в город по делам, работаю в Актобе. Сейчас дорога хорошая, за полчаса доезжаем. А раньше бездорожье, разбитая трасса была, больше часа тряслись в пути, машины ломались из-за этого. Долго ждали мы эту дорогу.
Общая протяжённость дороги – 96 километров, из них 75,5 – соответствуют первой технической категории, с четырёхполосным движением. На всём остальном протяжении две полосы. За качеством применяемых материалов и строительных работ вели строгий контроль, говорит генеральный директор Национального центра качества дорожных активов Болатбек Айтбаев.
Болатбек Айтбаев, гендиректор РГП «Национальный центр качества дорожных активов»:
- Отобрано 2700 проб различных материалов, из них около 3,7% было выявлено несоответствий. На сегодняшний день все выявленные несоответствия подрядчиком полностью устранены. Данная дорога на сегодняшний день соответствует требованиям технических нормативных документов.
Ежедневно по этой дороге проезжают порядка 7 тысяч автомобилей. Сейчас движение открыто по двум полосам. Через месяц планируют полностью ввести трассу в эксплуатацию. Укладка асфальтового покрытия на всем протяжении практически завершена. Сейчас идёт обустройство дороги, комментирует ход работ представитель подрядной организации Сейдахмет Кушабаев.
Сейдахмет Кушабаев, руководитель проекта строительной компании:
- Обход Кандыагаша сейчас полностью эксплуатируется. На первой категории сейчас обустройство дороги: знаки, освещение, барьерные ограждения, такие работы ведутся. По первой категории где-то 14-15 лет срок службы. Гарантийный по контракту у нас два года.
Дорога «Актобе-Кандыагаш» – часть большого проекта по реконструкции трассы «Актобе-Атырау-граница Российской Федерации». Его реализация имеет большое значение для регионов, говорит глава управления Комитета автодорог Нуртилек Хасенов. Общая протяженность коридора – 884 километров, из них отремонтировали 732 километра.
Нуртилек Хасенов, руководитель управления Комитета автодорог Министерства транспорта РК:
- В целом проект разделён на три участка. Это первый участок – «Актобе-Кандыагаш». Второй участок этого коридора – «Кандыагаш-Макат» протяжённостью 359 километров, работы по реконструкции завершены в прошлом году. И третий участок – это у нас «Атырау-Астрахань» протяжённостью 270 километров, где мы тоже до конца этого года планируем завершить основные дорожно-строительные работы.
Тем временем в Актюбинской области приступают к реализации ещё одного крупного дорожного проекта. Речь идёт о трассе «Актобе-Хромтау-Карабутак-Улгайсын, которая давно требует реконструкции. На первом этапе отремонтируют 28 километров дороги.
Авторы: Наталья Салькова, Айнадин Молдабеков.
Казахстанским аграриям некуда деть рекордный урожай зерна. Об этом заявили в Национальной ассоциации экспортеров KazGrain, передает «24KZ». В стране в этом году собрано 24 млн тонн, а продать смогут всего 7 млн. Спрос на внешнем рынке упал. Усугубляет положение и ограничение на транзит казахстанской сельхозпродукции, который ввела Россия.
В этом году в Казахстане собран рекордный урожай – 24 млн тонн зерновых. Еще 4 млн – это остатки урожая прошлого года. По словам председателя правления Национальной ассоциации экспортеров Зейноллы Абдуманапова, зерна в этом году в избытке. Продать смогут лишь четверть всего объема.
Зейнолла Абдуманапов, председатель правления Национальной ассоциации экспортеров KazGrain»:
- У нас остаются ещё 14 млн тонн, которые мы должны экспортировать, помимо нашего потенциала. 14 млн тонн – прошлогодний валовый объём. Куда мы будем всё это экспортировать? Потому что основные страны пассивны, большого спроса нет. Узбекистан не покупает в тех объемах, как раньше. Афганский рынок не только у Казахстана покупает, он покупает в России, также покупает в Пакистане.
Почти половина казахстанского экспортного зерна раньше уходила в страны Центральной Азии. Сейчас спрос упал. Дело в том, что урожай этого года невысокого качества, говорит директор экспортной компании Рустам Мансыров.
Рустам Мансыров, директор экспортной компании:
- Урожай очень большой, но качество идёт 4-го класса или фураж. Он не пользуется очень большим спросом. Так как в Узбекистане хороший урожай зерна 4-го класса и фуража. Сейчас на рынке видно, что дефицит качественной пшеницы. Единственная перспектива для наших товаропроизводителей – экспорт на Китай. Но какие сложности на экспорт в Китай? Ограниченная инфраструктура – переходы не справляются с потоком сырья из Казахстана.
Китай готов закупать фуражное зерно, однако поставки затрудняет дефицит вагонов и ремонт на участках железной дороги. В частности, граница Достык – Алашанькоу закрыта до конца месяца. Ещё одно направление – страны Европы. Однако и здесь экспорт затруднён. Россия ввела ограничения на транзит зерновых, льна, чечевицы, подсолнечника, томатов, перца и свежей дыни. Причина – нарушение фитосанитарных требований. Что делать с урожаем, пока неизвестно.
Зейнолла Абдуманапов, председатель правления Национальной ассоциации экспортеров KazGrain»:
- У нас глубокой переработки нет, мы должны это понимать. У нас есть небольшие комбикормовые заводы и мукомолы. И эту муку, даже если мы произведём, мы должны её экспортировать. Склады у нас тоже ограничены, мы не имеем возможности хранить там долгое время.
В Министерстве сельского хозяйства заверили, что вопрос с ограничением транзита сельхозтоваров через Россию решается. В эти дни в Москве работает делегация с участием вице-министра сельского хозяйства Казахстана. А буквально вчера Россельхознадзор на своём сайте сообщил, что транзит пшеницы, семян льна и чечевицы из Казахстана допускается, но при двух условиях: перевалку необходимо проводить сразу же из вагонов в трюмы судов, а фитосанитарные сертификаты оформлять в Казахстане непосредственно на страну конечного назначения.