Алина Чепурная, ведущий специалист операционного отдела компании Novelco:
"Увеличение этой весной грузопотока по маршруту Китай-Россия привело не только к дефициту контейнеров в стране отправления, но и к нехватке фитиновых платформ на погранпереходах.
Ситуация выглядит следующим образом: мощностей для обработки прибывающих грузов не хватает, огромный грузопоток значительно повлиял на работу станций прибытия по всей стране – сотрудники не успевают своевременно обрабатывать прибывающие контейнеры, что приводит к бросанию поездов. Брошенный поезд, в свою очередь, «затормаживает» работу погранперехода, куда не может вовремя вернуться платформа за вновь прибывшими контейнерами. Китайские поезда также теряют время на погранпереходе, в связи с чем Китайские железные дороги некоторое время назад сократили план на отправку контейнеров в РФ. Таким образом выглядит ситуация на погранпереходах с апреля текущего года.
Самый перегруженный погранпереход – Забайкальск. Исторически именно через него идет основная масса грузов из Китая в России по железной дороге. Перегрузка там сейчас занимает около 1 календарного месяца. В конце августа-начале сентября некоторые агенты приостановили отправку поездов через этот погранпереход, но это привело к перегруженности п/п Казахстана. А именно через погранпереходы Казахстана из Китая идут грузы в Европу, и именно их перегружают и отправляют там в первую очередь. Также увеличилось количество отправок грузов через погранпереход Монголии, который раньше использовался редко, и это помогло разгрузить «традиционные» Забайкальск и Казахстан.
Летом ставки на перевозки были рекордно высокими и росли каждую неделю. Это было связано с острым дефицитом контейнеров в Китае, а также загруженностью погранпереходов из-за нехватки фитинговых платформ. То есть, даже при возможности отправлять эти контейнеры из России обратно, на экспорт, дефицит все равно бы возникал из-за длительной перегрузки.
Сейчас ситуация не стабилизирована. Перегруз в Забайкальске по-прежнему может достигать 1 месяца. Некоторые время назад там одновременно ожидали перегруза около 4 тысяч контейнеров. В Казахстане ситуация примерно такая же. Уже начинается традиционный логистический сезон – период с октября до конца февраля, – когда идет основная масса грузов. В этот период загруженность и так больше, чем в другие периоды. Поэтому в связи с имеющейся огромной очередью на ж/д многие импортёры обратились к другим видам транспорта, например, авто. Это позволило немного разгрузить железнодорожные погранпереходы. Даже ставки пошли вниз. Однако к российскому Новому году ситуация может усугубиться, не говоря уже про предновогодний период в Китае.
С точки зрения логистики, в первую очередь сложности на погранпереходах возникают по технической причине, связанной с вышеупомянутой инфраструктурой (отсутствие платформ, долгие перегрузы). Работы в этом направлении ведутся с огромной скоростью и в скором времени мы ожидаем увидеть положительные результаты и быстрые прохождения грузам погранпереходов. Однако еще больше ускорить процесс позволит цифровизация. Говоря про таможенные процедуры, стоит цифровизировать весь процесс: много времени сейчас уходит на работу с документами на бумажном носителе.
Порты успешно цифровизованы и задержек в части вопроса цифровизации сферы транспортного обслуживания там нет. Все процедуры выполняются вовремя, линии выводят отображение в личном кабинете и успешно отражают текущую информацию.
Автотранспорт испытывает проблемы с медленным оформлением внутреннего таможенного транзита. Мы столкнулись с этим вопросом при прохождении парома из Турции в Туапсе. Несмотря на то, что это узкий участок, на который приходится большая нагрузка, было бы комфортнее и продуктивнее в ключевых моментах цифровизовать данную процедуру, использовав личные кабинеты для ранней подачи информации и прохождения всей процедуры.
Проверка и оформление документов в системе электронного документооборота значительно может упростить задачу так как сотрудники будут тратить меньше времени, как минимум, на принятие и проверку бумажных носителей".