По утверждениям логистов, начиная с 2022 года большой популярностью стали пользоваться автомобильные перевозки из Китая в Россию. Если ранее они воспринимались как экзотика, то теперь их стоимость сравнялась с контейнерными перевозками. Основным минусом этого варианта является то, что он подходит не для всех видов груза.
«Что касается автомобильных перевозок, то их эффективность и выгода при перевозке на большие расстояния вызывает вопросы. Ведь необходимо много топлива для таких поездок, водители должны регулярно отдыхать, в стране должна быть хорошо развита дорожная инфраструктура и так далее. Вопрос поиска водителей становится все острее, их не хватает, заработная плата растет, так что увеличение этого вида доставки грузов нуждается в обсуждении»,— отметил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Участники рынка и эксперты заключают, что рынок грузовых перевозок между РФ и КНР продолжит развиваться по нескольким направлениям и основное внимание будет уделено расширению и строительству новых пунктов пропуска, как автотранспортных, так и железнодорожных. Также ожидается увеличение объемов перевозок через третьи страны, по Северному морскому пути.
Не исключается и создание новых маршрутов, в том числе авиационных, и способов перевозки, таких как контрейлерные перевозки, когда грузовики часть пути проезжают по железной дороге, становясь на время грузом, а не транспортным средством.
Дмитрий Баранов заявил Review «Новые пространства», что резко возросшие объемы грузовых перевозок между Россией и Китаем привели к увеличению нагрузки на все пограничные пункты, что в свою очередь влияет на сроки доставки грузов.
«Основной проблемой для грузовых перевозок между РФ и КНР является высокая загруженность Восточного полигона, что сказывается на его пропускной и провозной способностях, причем это происходит в условиях его модернизации»,— отметил Дмитрий Баранов. Восточный полигон — это сеть железных дорог общей протяженностью свыше 14 тыс. км, объединяющая Транссибирскую и Байкало-Амурскую железнодорожные магистрали.
По словам эксперта, логистические компании ищут другие способы доставить грузы на Восток, в первую очередь используя соседние страны, граничащие с КНР или возможности транспортного коридора «Север — Юг».
Логисты в свою очередь отмечают, что начиная с 2022 года увеличилось количество автомобильных перевозок вместо контейнерных для транспортировки малогабаритных грузов. Это связано с тем, что контейнерные перевозки стали использоваться в основном для транспортировки автомобилей и их запчастей в Россию, а также сырья в Китай.
Представитель компании «А-Я Логистика» Родион Колесников отметил, что основные проблемы с грузоперевозками возникли осенью 2023 года и продолжались до лета этого года. По словам логиста, тогда из-за повышения товарооборота с Китаем на границе скопилось большое количество полувагонов, в частности в районе Благовещенска.
Коммерческий директор логистической компании AKFA Алексей Чернышев рассказал, что в 2022 году главными проблемами российско-китайской логистики стал сначала дефицит грузов, а следом — их огромное количество.
В 2022 году практически заморозилась торговля со многими европейскими странами в результате санкций, а Китай не удовлетворял спросу как поставщиков, так и конечных потребителей. Следом же последовали проблемы со всеми видами транспортировки, так как российские порты, аэропорты, железнодорожные пути и автомобильные дороги не обладают достаточной пропускной способностью для приема полного объема товаров из КНР.
«Парк, который был раньше ориентирован на европейские перевозки, в первую очередь белорусских перевозчиков, российских перевозчиков, полностью сейчас переориентирован на перевозки из Китая в Россию»,— отметил Алексей Чернышев.
Алексей Чернышев также добавил, что в 2022 году на логистическом рынке появились предложения по перевозкам грузов из Китая в Россию через узлы в Новосибирске и Санкт-Петербурге, но их реализуют маленькие компании, а не международные гиганты.