В начале года «Площадь» рассказывала, что перевозчики массово начали получать штрафы за «проезд зайцем» – рамки просто в упор не видят включенное бортовое устройство и считывают большегрузы за нарушителей. В основном это касается рамок в Воронежской, Ростовской, Липецкой и Волгоградской областях. Перевозчики еще тогда предположили, что дело в сбое сигнала из-за систем РЭБ и ПВО.
Теперь суд официально подтвердил эту версию и заключения специалистов, которые фиксировали случаи некорректной работы навигационного оборудования. Воронежский перевозчик «АльфаДонТранс» с осени получил около 3 млн рублей штрафов (при том, что за одно правонарушение санкция составляет всего 5 тыс. рублей). Компания завалила жалобами Ространснадзор и суды.
Более двух десятков исков разрешились в пользу компании – постановления о штрафах уже отменены. Для примера представитель «АльфаДонТранса» поделился решением Красносулинского райсуда Ростовской области, который усомнился в наличии состава административного правонарушения.
Основываясь на материалах ООО «РТИТС» (разработчик ПО для «Платона») суд пришел к выводу, что плата не была внесена «по независящим от владельца транспортного средства обстоятельствам». Специалисты этой компании поведали суду, что «существует вероятность внешнего воздействия и подавления сигнала GPS/ГНСС».
Получается, что сами разработчики «Платона» признали проблему, но шквал штрафов остановить не получается. Кстати, эту тему поднимают и на федеральном уровне. В середине февраля Госдума в первом чтении одобрила инициативу о повышении штрафа с 5 тыс. до 20 тыс. рублей.
Зампред ГД по экономической политике Сергей Алтухов рассказал «Российской газете», что идея усилить наказание верная, но нельзя закрывать глаза на нюансы в приграничных регионах. По его словам, в мирное время система работает исправно, но ряд регионов живет в условиях «военного времени». Он предложил внести поправки, чтобы «штрафы начислялись действительно за нарушения, а не за ошибки навигационных систем, связанных с обеспечением безопасности».
Минтранс России тоже признает проблему – в феврале для перевозчиков даже был создан специальный канал для жалоб с пометкой «Платон.РЭБ». Сперва Ространснадзор по ЦФО формирует реестр обжалуемых постановлений, после чего направляет их разработчику системы для проверки возможного внешнего воздействия.